Авторынок в Украине оттолкнулся от дна. В июле украинцы купили больше автомобилей, чем в предыдущем месяце.
Причиной тому стали небывалые скидки дилеров, которым нужно освободить склады от старых моделей. Конец лета и начало осени станет сезоном самых низких цен на авто.
В июле украинский рынок автомобилей впервые с начала года подал хороший сигнал. Дилерам удалось продать 13,2 тысячи машин, что на 15,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
рынка, на котором уже более полугода не прекращается падение. По сравнению с июлем прошлого года спад продаж составил 77%. За 7 месяцев 2009-го продавцы сумели реализовать лишь около 95 тысяч авто (за весь 2008-й было продано 623 тысяч авто).
Объясняется такое снижение просто: с наступлением кризиса банки перестали выдавать кредиты на покупку личного транспорта. Раньше около 70-80% автомобилей продавалось в кредит, поэтому когда автокредиты исчезли, рынок просел на те же 70-80%, поясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Рост автопродаж прежде всего связан с небывалыми скидками, которыми соблазняют покупателей производители и дилеры. По сравнению с весенним периодом, в июне-июле авто подешевели на 10-25%. Летом компании активно используют рекламу, чтобы рассказать клиентам о снижении цен на свой модельный ряд.
Продавцы говорят, что готовы торговать себе в убыток, лишь бы спасти дилерскую инфраструктуру в регионах. Из-за спада продаж в начале года автосалоны в областях, продававшие по 2-3 машины в месяц, стали просто нерентабельными.
Автодилерам нужно поскорее избавиться от накопившегося на складах товара образца 2008 года. Зимой, перед введением 13%-ной надбавки на импорт автомобилей, представители западных брендов хорошенько пополнили запасы, но не смогли их распродать в течение полугодия, как ожидали.
Возросший интерес украинцев к новым автомобилям в салонах объяснят и тем, что банки постепенно начали выдавать депозиты. Свои кровные, полученные после долгого ожидания, сограждане вкладывают как в недвижимое, так и в движимое имущество.
Чтобы стимулировать спрос на свою продукцию, производители и продавцы автомобилей вновь начали выдавать кредиты покупателям. Летом купить машину взаймы предлагают уже более 10 дилерских сетей.
Программы автокредитования, которые реализуют продавцы машин совместно с банками-партнерами, предлагают более выгодные условия по сравнению с обычными банковскими займами, однако распространяются лишь на конкретную марку авто. В июле такие программы предлагали взять кредит в гривнах на 1-2 года под 5-8% годовых.
Некоторые банки начали самостоятельно выдавать займы на покупку машин. Среди них:
Условия выдачи таких кредитов не очень привлекательны. Финансисты предлагают гривневый кредит под 20-30% годовых. Сразу попросят заплатить от 30 до 60% стоимости авто, а также 2-4% разовой комиссии. Срок займа - год-два, на более длительное время банки стараются кредиты не выдавать. Кроме того, финучреждения страхуются от "плохих" кредитов. Размер официальных доходов заемщика должен превышать сумму ежемесячных платежей по кредиту в 2-3 раза.
В прошлом году, когда банки смотрели на платежеспособность заемщика сквозь пальцы и выдавали деньги направо и налево, в кредит продавалось до 80% всех автомобилей. Сейчас же кредитные продажи в среднем по рынку едва дотягивают до 5%, однако у некоторых компаний этот показатель превышает 25%.
Благодаря усилиям автодилеров и банкиров в июле рынок ожил. Охотнее всего в прошлом месяце украинцы покупали недорогие авто стоимостью до 20 тысяч долларов.
Некоторые бюджетные марки сумели даже увеличить свою долю на рынке:
Daewoo - с 3,35 до 3,72%,
Chery - с 5,52 до 6,62%,
Chevrolet - с 5,11 до 7,68%.
Выросли продажи и у дилеров таких марок, как Volkswagen, Seat, Mazda, Suzuki, Geely, Ssang Yong, Ford.
Сейчас автодилеры распродают иномарки 2008 года, которые покупались по докризисному курсу - 4,65-5,05 гривны за доллар. Именно низкая закупочная цена и снизившейся курс национальной валюты позволяют продавцам существенно сбивать цены.
По данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, сейчас на складах ждут своих покупателей около 70 тысяч таких "прошлогодних" машин, на которые распространяются всевозможные скидки. Если за 7 месяцев дилеры продали около 95 тысяч авто, то оставшихся запасов может вполне хватить до декабря.
6 сентября закончится действие 13-процентной импортной пошлины и участники рынка начнут активно ввозить автомобили нового модельного ряда. Однако снижение ввозной ставки не повлияет на цены. Ведь новые партии будут закупать и растаможивать по новым валютным курсам, которые сейчас бьют рекорды. Поэтому осенью на рынке будет наблюдаться странная картина: модели 2008 года будут предлагать по минимальным ценам, чтобы освободить склады, а новые авто, наоборот, подорожают в гривневом эквиваленте.