Трудности с привлечением кредита МВФ для Украины остались позади. Но появились новые и куда более серьезные проблемы - куда потратить $16,4 млрд. На эти деньги есть два претендента - правительство Юлии Тимошенко и Нацбанк во главе с Владимиром Стельмахом. И каждый знает, как их правильно израсходовать - со своей точки зрения
Соединенные Штаты, Евросоюз в целом, его отдельные страны, Япония... Все они уже подготовили антикризисные пакеты для стимулирования экономического роста. Некоторые (США,
например) не обошлись одним пакетом, и за первой "ласточкой" последовала вторая. Украина также не осталась в стороне - привлекла от МВФ кредит на $16,4 млрд. Причем первый транш от Фонда в размере $4,5 млрд. уже получила и готовится потратить его "на благо экономики". Только вот станут ли кредитные средства МВФ действительно универсальным лекарством для спасения экономики от рецессии? Или окажутся всего лишь местной анестезией для отдельных рынков?
Все зависит от того, на что будут потрачены поступившие от Фонда миллиарды. Их можно пустить на обеспечение денежно-кредитной политики Нацбанка (то есть перечислить в золотовалютные резервы страны) или же на нужды бюджетной политики (то есть на инвестиционные проекты, которые правительство запланировало для поддержки стагнирующих отраслей или на финансирование социальных расходов, которым грозит "замораживание" из-за переориентации бюджетных трат на более приоритетные цели). В процесс распределения денег МВФ вмешиваться не будет - ему достаточно и одобрения правительственной антикризисной программы. Однако очевидно: денег на решение всех проблем не хватит, придется расставлять приоритеты. А основной "головной болью" для Украины на сегодняшний день является валютный рынок, поэтому наиболее вероятно, что привлеченные у МВФ средства пойдут на сохранение монетарными властями контроля над валютным рынком.
Механизм того, как деньги Фонда будут "прокручиваться" в Украине, если попадут в руки Нацбанка, достаточно прост. НБУ, обязующийся совместно с правительством рефинансировать и рекапитализировать проблемных заемщиков, пополнит свои валютные резервы, а затем сделает эмиссию гривны. Свеженапечатанные деньги Нацбанк выдаст нуждающимся организациям в обмен на право собственности. Предприятия тут же отнесут эти деньги на межбанк, купят валюту и уплатят свои внешние долги. Вот и все.
В то же время потратить одолженные у МВФ миллиарды на бюджетные программы было бы в нынешней ситуации как минимум неосмотрительно. По словам Марьяна Заблоцкого, аналитика ОАО "Эрсте Банк", в условиях кризиса эффективность фискальных стимулов, в частности путем стимулирования потребления, оценивается неоднозначно. Обычно во время экономического спада развивающиеся страны, к которым относится и Украина, используют фискальную поддержку экономики вдвое реже, чем развитые страны. С одной стороны, при использовании бюджетных стимулов в развивающихся странах отдача экономики сильнее, чем в развитых, с другой - экономический спад у них, как правило, глубже.
Большинство стран, особенно развивающихся, во времена экономических спадов придерживаются сдерживающей политики, которая позволяет правительству разобраться с внешним долгом (как суверенным, так и корпоративным). Для этого, во избежание расширения бюджетного разрыва, правительству приходится или снижать бюджетные расходы, или увеличивать налоговую нагрузку. Преимущество подобного подхода в том, что обычно он ассоциируется с быстрым ростом экономики после кризиса. По словам Марьяна Заблоцкого, сдерживающая или, как ее еще называют, консервативная фискальная политика, в отличие от стимулирующей, приводит к уменьшению прироста денежной массы, позволяет сократить госдолг и ведет к росту экспорта, то есть уменьшает дефицит торгового баланса.
Сдерживающая политика также вызывает большее снижение уровня инфляции, а заодно и более сильное падение курса национальной валюты, чем стимулирующая. Кроме того, стимулирующая политика неэффективна в условиях высоких инфляционных ожиданий, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью жизни украинцев. Ее стоит проводить уже после того, как кризис преодолен.
Между тем, Украине все же стоило бы присмотреться к иному пути - комбинированию изменений доходов и расходов бюджета. Это не самый распространенный способ борьбы с экономическим спадом, обычно он используется лишь в трети случаев. Но опыт показывает, что экономики, корректировавшие и доходы, и затраты бюджета, испытывали меньший экономический спад по сравнению с теми, которые полагались только на уменьшение налогов или увеличение расходов.
Приостановка падения гривны и увеличение платежеспособности украинских корпоративных заемщиков благодаря пополнению золотовалютных резервов НБУ, конечно, могут быть полезными для экономики, однако уберечь ее от рецессии не помогут. Зато помогут усилить инфляцию. Дело в том, что МВФ дал Украине деньги с тем, чтобы их фактически сразу же и вернули. Только не Фонду, а иностранным кредиторам. Срочность, с которой необходимо погашать корпоративную задолженность перед зарубежными кредиторами, и станет катализатором инфляции в следующем году. Дело в том, что до конца 2008 года, по данным заместителя председателя правления НБУ Александра Савченко, надо выплатить до $5 млрд. Плюс около $30 млрд. государственного и корпоративного долга в 2009-м.
По словам Заблоцкого, от стремительного роста цен убережет и внедрение плавающего курса гривны, которое является одним из условий кредита МВФ. Такая перемена валютного режима вызовет на первых порах девальвацию гривны. Но в среднесрочной перспективе плавающий курс гривны будет зависеть от цен на внешних сырьевых рынках, в частности на сталь, будет отображать оптимальный курс, необходимый для поддержки экспортеров, и не спровоцирует инфляционных процессов.
В итоге, кредит МВФ может стать "спасательным" кругом для Украины только в случае скоординированной политики между правительством и Нацбанком, по сути, подконтрольным президенту Ющенко. Ведь, с одной стороны, сдерживающая бюджетно-налоговая политика правительства не даст нужного эффекта, если при этом будет сопровождаться стимулирующей политикой Нацбанка, имеющего на руках кредит МВФ. С другой стороны, если миллиарды Фонда достанутся правительству, то его переориентация на политику стимулирования экономического роста чревата всплеском инфляции, если последняя не будет сдерживаться Нацбанком. Так или иначе - это уже вопрос политической воли и согласованности действий между премьером и президентом.