Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Нельзя допускать застоя, фирма либо растет, либо становится слабее"
Финансы

 


Обзор рынка

Деньги есть. Что дальше?
07.12.08

Трудности с привлечением кредита МВФ для Украины остались позади. Но появились новые и куда более серьезные проблемы - куда потратить $16,4 млрд. На эти деньги есть два претендента - правительство Юлии Тимошенко и Нацбанк во главе с Владимиром Стельмахом. И каждый знает, как их правильно израсходовать - со своей точки зрения

Соединенные Штаты, Евросоюз в целом, его отдельные страны, Япония... Все они уже подготовили антикризисные пакеты для стимулирования экономического роста. Некоторые (США,
материалы в тему:
например) не обошлись одним пакетом, и за первой "ласточкой" последовала вторая.
Украина также не осталась в стороне - привлекла от МВФ кредит на $16,4 млрд. Причем первый транш от Фонда в размере $4,5 млрд. уже получила и готовится потратить его "на благо экономики". Только вот станут ли кредитные средства МВФ действительно универсальным лекарством для спасения экономики от рецессии? Или окажутся всего лишь местной анестезией для отдельных рынков?

Все зависит от того, на что будут потрачены поступившие от Фонда миллиарды. Их можно пустить на обеспечение денежно-кредитной политики Нацбанка (то есть перечислить в золотовалютные резервы страны) или же на нужды бюджетной политики (то есть на инвестиционные проекты, которые правительство запланировало для поддержки стагнирующих отраслей или на финансирование социальных расходов, которым грозит "замораживание" из-за переориентации бюджетных трат на более приоритетные цели). В процесс распределения денег МВФ вмешиваться не будет - ему достаточно и одобрения правительственной антикризисной программы. Однако очевидно: денег на решение всех проблем не хватит, придется расставлять приоритеты. А основной "головной болью" для Украины на сегодняшний день является валютный рынок, поэтому наиболее вероятно, что привлеченные у МВФ средства пойдут на сохранение монетарными властями контроля над валютным рынком.

Нацбанк

Механизм того, как деньги Фонда будут "прокручиваться" в Украине, если попадут в руки Нацбанка, достаточно прост. НБУ, обязующийся совместно с правительством рефинансировать и рекапитализировать проблемных заемщиков, пополнит свои валютные резервы, а затем сделает эмиссию гривны. Свеженапечатанные деньги Нацбанк выдаст нуждающимся организациям в обмен на право собственности. Предприятия тут же отнесут эти деньги на межбанк, купят валюту и уплатят свои внешние долги. Вот и все.

Как видно из этой схемы, о стимулировании отечественной экономики здесь речь не идет. "Кредит МВФ сам по себе не решит экономических проблем. В данном случае МВФ представляет интересы крупного иностранного бизнеса. Украинский бизнес в общей массе несет угрозу для иностранных банков, поскольку мы должны больше, чем можем отдать. Именно для того, чтобы украинские долги худо-бедно отдавались, нам и выдали этот кредит", - отмечает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE-Украина. По словам эксперта, эффект кредита состоит в том, что предприятия переходят в распоряжение государства, а их долги ложатся на плечи налогоплательщиков. Иностранные же кредиторы получают назад свои деньги.

Правительство

В то же время потратить одолженные у МВФ миллиарды на бюджетные программы было бы в нынешней ситуации как минимум неосмотрительно. По словам Марьяна Заблоцкого, аналитика ОАО "Эрсте Банк", в условиях кризиса эффективность фискальных стимулов, в частности путем стимулирования потребления, оценивается неоднозначно. Обычно во время экономического спада развивающиеся страны, к которым относится и Украина, используют фискальную поддержку экономики вдвое реже, чем развитые страны. С одной стороны, при использовании бюджетных стимулов в развивающихся странах отдача экономики сильнее, чем в развитых, с другой - экономический спад у них, как правило, глубже.

Большинство стран, особенно развивающихся, во времена экономических спадов придерживаются сдерживающей политики, которая позволяет правительству разобраться с внешним долгом (как суверенным, так и корпоративным). Для этого, во избежание расширения бюджетного разрыва, правительству приходится или снижать бюджетные расходы, или увеличивать налоговую нагрузку. Преимущество подобного подхода в том, что обычно он ассоциируется с быстрым ростом экономики после кризиса. По словам Марьяна Заблоцкого, сдерживающая или, как ее еще называют, консервативная фискальная политика, в отличие от стимулирующей, приводит к уменьшению прироста денежной массы, позволяет сократить госдолг и ведет к росту экспорта, то есть уменьшает дефицит торгового баланса.

Сдерживающая политика также вызывает большее снижение уровня инфляции, а заодно и более сильное падение курса национальной валюты, чем стимулирующая. Кроме того, стимулирующая политика неэффективна в условиях высоких инфляционных ожиданий, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью жизни украинцев. Ее стоит проводить уже после того, как кризис преодолен.

Именно сдерживающий подход выбрала сегодня для себя и Украина. Причем вполне оправданно, по мнению аналитика. "Учитывая то, что экономический спад имеет глобальный характер, выбор консервативной фискальной политики является верным решением, - считает Заблоцкий. - Средства, полученные от МВФ, должны быть использованы для рефинансирования валового внешнего долга экономики Украины и обеспечить стабильность финансовой системы страны". Пока правительство именно так и действует - обходится собственными силами, реализуя различные программы для поддержания строительной, металлургической и других отраслей. В то же время кредит, предоставленный Украине МВФ, открывает для правительства возможность не ужесточать и далее ограничительную политику для покрытия госдолга, а погасить задолженности без сокращения бюджетных расходов или без дополнительной нагрузки на налогоплательщиков.

Между тем, Украине все же стоило бы присмотреться к иному пути - комбинированию изменений доходов и расходов бюджета. Это не самый распространенный способ борьбы с экономическим спадом, обычно он используется лишь в трети случаев. Но опыт показывает, что экономики, корректировавшие и доходы, и затраты бюджета, испытывали меньший экономический спад по сравнению с теми, которые полагались только на уменьшение налогов или увеличение расходов.

Побочные явления

Приостановка падения гривны и увеличение платежеспособности украинских корпоративных заемщиков благодаря пополнению золотовалютных резервов НБУ, конечно, могут быть полезными для экономики, однако уберечь ее от рецессии не помогут. Зато помогут усилить инфляцию. Дело в том, что МВФ дал Украине деньги с тем, чтобы их фактически сразу же и вернули. Только не Фонду, а иностранным кредиторам. Срочность, с которой необходимо погашать корпоративную задолженность перед зарубежными кредиторами, и станет катализатором инфляции в следующем году. Дело в том, что до конца 2008 года, по данным заместителя председателя правления НБУ Александра Савченко, надо выплатить до $5 млрд. Плюс около $30 млрд. государственного и корпоративного долга в 2009-м.

"Инфляция будет, только не из-за самого получения кредита, а потому что НБУ включит печатный станок, - объясняет Дмитрий Боярчук. - И пока будет работать эта "хитрая схема" по оплате обязательств, эмитированные деньги будут определенное время вращаться в экономике. А значит, будет давление на цены". Кстати, прогноз экономиста по потребительской инфляции в следующем году составляет 17,5%. От более сильного инфляционного рывка нас убережет, по его мнению, лишь слабый внутренний спрос.

По словам Заблоцкого, от стремительного роста цен убережет и внедрение плавающего курса гривны, которое является одним из условий кредита МВФ. Такая перемена валютного режима вызовет на первых порах девальвацию гривны. Но в среднесрочной перспективе плавающий курс гривны будет зависеть от цен на внешних сырьевых рынках, в частности на сталь, будет отображать оптимальный курс, необходимый для поддержки экспортеров, и не спровоцирует инфляционных процессов.

Третий путь или эффект доброй воли

В итоге, кредит МВФ может стать "спасательным" кругом для Украины только в случае скоординированной политики между правительством и Нацбанком, по сути, подконтрольным президенту Ющенко. Ведь, с одной стороны, сдерживающая бюджетно-налоговая политика правительства не даст нужного эффекта, если при этом будет сопровождаться стимулирующей политикой Нацбанка, имеющего на руках кредит МВФ. С другой стороны, если миллиарды Фонда достанутся правительству, то его переориентация на политику стимулирования экономического роста чревата всплеском инфляции, если последняя не будет сдерживаться Нацбанком. Так или иначе - это уже вопрос политической воли и согласованности действий между премьером и президентом.


Елена Снежко: Инвестгазета

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.