Многие знают, что существует несколько способов покупки автомобиля: за наличные средства, в кредит, лизинг и trade-in. Последний, к сожалению, в нашей стране практически не практикуется.
Самым, широко востребованным способом, до последнего времени оставалось кредитование, но стоит отметить, что за полгода ставки по кредитам повышалась в месяц в среднем на 0,5% годовых. К слову, это касается как кредитов в иностранной валюте, так и займов в национальной валюте. Что
сделало автокредитование малодоступным для среднестатистического потребителя. Не говоря уже об ограничениях, которые ввел Нацбанк. В связи с этим, Тристар решил продолжить знакомить своих читателей с возможностями и «подводными камнями» лизинга.
В Украине существуют около 60-и лизинговых компаний, которые работают с автотранспортом. Рост рынка лизинга в 2008 году составит в среднем 30-40%, однако уже в следующем году (по понятным экономическим причинам) таких успехов может и не быть.
В настоящее время «стоимость» автомобильных кредитов в национальной валюте на новую иномарку достигли 24-26% и до 20% в долларах. Ставки же лизинга пока существенно не изменились - до 20% в национальной валюте и до 14% в иностранной. Размер первоначального взноса некоторые лизинговые компании даже снизили до 10%, но в целом, даже раньше, этот уровень был высок – 15-35%. Срок лизинга примерно соответствует срокам банковского автокредита – в среднем 5 лет.
Сразу хочется отметить, что существует два вида лизинга – аренда и с правом выкупа.
Финансовый лизинг (с правом выкупа) в Украине пока не очень развит, на автолизинг приходится около 7% продаж в Украине. А вот, к примеру, в западных странах, в лизинг продается больше автомобилей, чем в кредит.
Также, Ваше внимание хотим обратить на то, что лизин существенно дороже банковского кредита – в среднем на 15%, потому что лизинговые компании на 60-70% зависят от привлечения банковских средств.
Но «лизинговая» дороговизна оправдана хотя бы потому, что: при приобретении автомобиля, его не надо дополнительно «фаршировать»: тоесть, клиент получает автомобиль с сигнализацией, аудиосистемой, а некоторые компании просто дарят клиентам необходимые автоаксессуары и дисконтные карточки на топливо.
Как же действует лизинг, спросите Вы?
Очень просто. Выплатив первоначальный взнос, клиент ездит по доверенности, вносит лизинговые платежи, и в конце срока действия договора получает возможность выкупить машину по остаточной стоимости (в среднем до 5% от стоимости авто). Если же увеличить остаточную стоимость авто, скажем, до 20%, то лизинговые платежи будут на порядок меньше.
Клиент освобождается от необходимости оформления машины, беготни по страховым компаниям и т.д., - все это делает лизинговая компания. Но если бы это делал сам клиент, то это обошлось бы ему дешевле, так как стоимость всех услуг учтена в лизинговых платежах.
Несомненным плюсом лизинга является возможность менять автомобиль, часть суммы (разница между рыночной и остаточной стоимостью, указанной в договоре), выплаченной за первый автомобиль учитываются в оплате за новый. Однако право взять новый автомобиль появляется после выплаты 70% (условия ужесточились с 40-50%) от стоимости первого.
Если говорить о привлекательности лизинга перед кредитованием, то можно выделить несколько основных нюансов:
меньший пакет документов, простота и скорость оформления (до 2-3 дней), более гибкий график платежей (можно отложить погашение части долга на конец срока действия договора);
при оформлении договора не требуется прописки. Вся волокита при ДТП ложится на лизинговую компанию (впрочем, практика не всегда подтверждает обоснованность данного преимущества);
возможность временной замены автомобиля;
присутствует только один платеж (вместо нескольких в случае банковского кредитования), который включает оплату ТО, страховки, взнос в пенсионный фонд, регистрацию в ГАИ;
В условиях сокращения объемов автокредитования, проблемы не могли не обойти и рынок лизинга. При этом есть и потенциал роста. В период, когда многие столкнулись с отказами банков в автокредитовании, лизинг стал реальным выходом из положения.