«У вас есть непогашенная задолженность по кредитной карте. Не могли бы вы объяснить, в чем дело?» – осведомился он. Кредитная карта у меня действительно есть, но я ни разу не допускала по ней просрочек, о чем и сообщила звонившему.
«Ну как же, вот вы 20 сентября оплатили картой покупку телевизора в М-Видео и не внесли обязательный платеж», – не сдавался молодой человек.–
«Не может быть, здесь какая-то ошибка! Я не покупала телевизор». – «Возможно, давайте проверим. Итак, вас зовут?..»
да, все правильно, – сказал молодой человек, – тогда назовите мне номер вашей кредитной карты, у вас ведь Visa?» У меня действительно есть карта Visa, но смутные сомнения в чистоте намерений Андрея уже закрались в мою голову.
И я ответила, что в банке в любом случае должны быть все мои данные. «Вы поймите, по вашей карте прошел платеж, вы его не погасили, уже начисляется штраф, я вам же пытаюсь помочь и разобраться, в чем дело!» – несколько раздраженно сказал молодой человек.
Я схитрила и назвала неправильный номер – последние восемь цифр придумала на ходу. Я знаю о том, что, например, для оплаты покупок в интернет-магазине достаточно знать платежную систему (Visa, MasterCard или другая), ФИО держателя карты, срок действия, номер карты и трехзначный CVV-код (он нанесен на оборотной стороне карты), но так как почувствовала неладное, и поэтому решила подстраховаться.
«Так, хорошо, а теперь назовите трехзначный код, который написан на обратной стороне карты», – продолжил Андрей. Тут мне стало все ясно. «А может, вам еще дать ключи от квартиры, где деньги лежат? Назовите свою фамилию и должность, я сейчас сама перезвоню в банк и разберусь. Я должна знать, на кого мне ссылаться», – сказала я довольно жестко.
В трубке раздались короткие гудки. Так я чуть не стала жертвой мошенников. Надо отдать им должное – разговаривают они профессионально, и, я полагаю, немало людей попадается на их удочку.
Банки предупреждают
Добравшись до редакции, я полезла в Интернет искать информацию о карточных мошенниках. И практически сразу наткнулась на предупреждения, размещенные на официальных сайтах банков примерно следующего содержания: «Уважаемые держатели международных платежных карт! Обращаем ваше внимание на то, что в последнее время участились случаи мошенничества c международными платежными картами. С целью получения персональных данных держателя, а также реквизитов самой платежной карты злоумышленники звонят по номеру телефона клиента и представляются сотрудниками одного из крупных банков.
После подтверждения фамилии, имени и отчества клиента мошенники пытаются под тем или иным предлогом узнать паспортные данные, номер самой карты, ПИН-код и код безопасности. Информируем, что сотрудники банка никогда не совершают такого рода звонков.
Также обращаем ваше внимание на то, что банк не рассылает электронные письма и SMS-сообщения клиентам – держателям карт банка с просьбой подтвердить номер платежной карты и/или другие персональные идентификаторы. Если вы получили подобное сообщение по телефону или по электронной почте, убедительно просим вас ни при каких обстоятельствах не сообщать информацию о реквизитах карты сторонним лицам».
Что касается писем по электронной почте, поясним: человеку приходит письмо якобы от имени банка, в котором сообщается, скажем, о сбое в программном обеспечении или о новых настройках безопасности, которые позволят защитить интересы держателя карты и т.п. (вариантов масса). Данные письма содержат просьбу подтвердить персональные данные и реквизиты карты, для чего предлагается пройти по ссылке.
Ссылка, если ее открыть, будет точной копией сайта банка. Этот подставной сайт и создан специально с целью сбора данных. Такой способ профессионалы называют фишингом, что в вольном переводе с английского означает «ловить на удочку», «выуживать». Выуживают, как вы понимаете, ценную информацию, которая позволит мошенникам поживиться за чужой счет.
Резюме
Как подстраховаться и не попасться мошенникам? Ответ дан выше: нужно твердо усвоить, что банки никаким способом – ни по телефону, ни по Интернету – не пытаются «уточнить» персональную информацию клиентов и тем более реквизиты пластиковой карты. При возникновении сомнений (поступлении звонка, получении SMS-сообщения или письма на ваш электронный адрес) не поленитесь, перезвоните в банк и уточните там все интересующие вопросы: о состоянии счета, наличии сбоев и т.п.