Исследование рынка банковских услуг стран Центральной и Восточной Европы
16.05.14
Аналитики Группы UniCredit исследовали рынок банковских услуг стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В частности, они исследуют, какие розничные продукты будут предпочтительны для разных стран и как отличаются страны между собой.
Чистые финансовые активы домохозяйств ЦВЕ:
Укрепление роли банков в будущем
Несмотря на убедительное навёрстывание упущенного, размер чистых финансовых активов домохозяйств ЦВЕ в части ВВП в среднем составляет одну четвёртую размера чистых финансовых активов домохозяйств большинства развитых
стран, что говорит о мощном потенциале дальнейшей конвергенции.
В части активов небольшой сдвиг в сторону институциональных активов продолжится и в следующем году, однако ведущая роль останется за денежными активами и депозитами.
В части обязательств жилищные кредиты вытеснят потребительские во всех странах, за исключением России и Турции.
В целом, банки, скорее всего, продолжат играть роль основных финансовых посредников в странах ЦВЕ при наличии потенциала для дальнейшего усиления роли финансовых консультантов для домохозяйств.
С 2004 г. размер чистых финансовых активов домохозяйств в странах ЦВЕ увеличился более чем в два раза и в 2013 г. достиг почти 780 млрд евро. Тем не менее, размер чистых финансовых активов домохозяйств ЦВЕ относительно ВВП в среднем всё ещё составляет около одной четвёртой размера чистых финансовых активов домохозяйств большинства развитых стран; таким образом, дальнейшая конвергенция с Западной Европой имеет мощный потенциал. Это ключевые выводы нового исследования, опубликованного подразделением стратегического анализа стран ЦВЕ UniCredit. Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. и в меньшей степени кризис государственного долга в Европе в 2011 г. вызвали временное уменьшение размера финансовых активов домохозяйств, в основном, за счёт убытков рынка капитала и привели к изменению состава финансовых активов. Для сравнения, в 2013 г. размер чистых финансовых активов домохозяйств Австрии, Германии и Италии составил 6 800 млрд евро.
В целом, разрыв финансового проникновения между странами ЦВЕ и более развитыми рынками в первую очередь заметен в части активов, а не обязательств. «В будущем будет наблюдаться дальнейшая конвергенция чистых финансовых активов домохозяйств ЦВЕ с западноевропейскими стандартами, по большей части, за счёт ускорения накоплений и инвестиций», — заявил Джанни Франко Папа (Gianni Franco Papa), Глава банковского бизнеса UniCredit в ЦВЕ.
Небольшой сдвиг в сторону более сложных продуктов при сохранении ведущей роли за наличными активами
Взглянув на состав финансовых активов, можно убедиться, что «наличные активы», включая валюту и банковские депозиты, по-прежнему преобладают. Из-за глобального кризиса 2008-2009 гг. домохозяйства ЦВЕ перераспределили существенную часть своего капитала в денежные средства. Затем они стали постепенно возвращаться к институциональным активам, таким как ПИФы, пенсионные фонды и технические резервы страхования, что в очередной раз говорит об их ориентированности на долгосрочные инвестиции и росте их уверенности. «Небольшой сдвиг в сторону институциональных активов продолжится и в следующем году», — подчеркнула Кармелина Карлуззо (Carmelina Carluzzo), Заместитель главы Подразделения стратегического анализа ЦВЕ UniCredit, «однако «наличные активы» останутся основным видом средств, при этом в различных странах это будет проявляться несколько по-разному».
В этой связи поощряется усиление местных рынков капитала, поскольку это позволит физическим лицам расширить возможности изменения структуры портфеля, а банкам — оптимизировать локальные источники финансирования.
Жилищные кредиты заменят потребительские в связи с менее интенсивным проникновением на рынок
«В части обязательств, несмотря на некоторые различия между странами, в последние годы доля жилищных кредитов росла значительно быстрее, чем доля потребительских, — отметил Джанни Франко Папа. - Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится и в будущем, однако домохозяйства продолжат уравновешивать свой уровень заимствований в некоторых странах ЦВЕ». С 2004 по 2008 гг. доля жилищных кредитов возросла на комплексный годовой коэффициент роста (КГКР) в размере 37,8 %, а с 2008 по 2013 гг. — на КГКР в размере 8,2 %. КГКР потребительских кредитов составили 31,6 % и 0,8 % соответственно. По данным на прошлый год, доля жилищных кредитов составила 57 % от общего объёма финансовых обязательств домохозяйств ЦВЕ (данные в этом абзаце относятся ко всем странам ЦВЕ за исключением России и Турции).
В целом, в 2013 г. общий объём обязательств составил 21 % от регионального ВВП в Центральной и Восточной Европе, в то время как этот показатель в Австрии, Германии и Италии составил приблизительно 59 %. При этом общий объём финансовых активов составил около 48 % от регионального ВВП в Центральной и Восточной Европе и 207% в Австрии, Германии и Италии.
Банки остаются важными финансовыми посредниками
В целом, домохозяйства по-прежнему полагаются на традиционные банковские продукты. Поэтому банки продолжат играть роль ключевых финансовых посредников в Центральной и Восточной Европе. «На самом деле, у банков есть потенциал для укрепления роли финансового консультанта домохозяйств ЦВЕ, — резюмирует Кармелина Карлуззо. - Это позволит домохозяйствам найти оптимальное для них соотношение между финансовыми инвестициями и задолженностью, таким образом, закрепив удачное положение вещей для национальных экономик, которое установилось лишь недавно».
Лидер в Центральной и Восточной Европе в части экспертизы и распространенности сети
Несмотря на некоторые сложности, UniCredit по-прежнему рассматривает ЦВЕ как «двигатель роста» и продолжает оставаться преданным долгосрочным инвестором региона. Финансовая группа управляет обширной сетью, состоящей приблизительно из 3 600 филиалов в 14 странах, которые приносят около 30 % общих доходов Группы. Посредством Международных центров UniCredit обслуживает более 19 000 международных клиентов в ЦВЕ. Знание политической обстановки, местных законодательных требований и принятых практик на рынке позволяет компании осуществлять поддержку клиентов, управляющих своим бизнесом и ищущих новые возможности.
«За последние два года мы привлекли около 1,4 миллиона новых розничных клиентов в Центральной и Восточной Европе, — говорит Джанни Франко Папа, Глава банковского бизнеса UniCredit в ЦВЕ. - Для закрепления этой положительной тенденции в настоящее время мы активно работаем над плавной интеграцией реального и виртуального мира, чтобы преобразовать нашу деятельность в действительно многоканальные банковские услуги». Для создания долгосрочных отношений с клиентом UniCredit особое внимание уделяет клиентоориентированности, простоте продуктов и процессов, а также инновациям и новым технологиям.
Bank Pekao – банк, демонстрирующий прекрасные результаты, а также поддерживающий основные социальные ценности
Bank Pekao – ведущий банк в сегменте корпоративного бизнеса, также занимающий второе место среди крупнейших розничных банков в Польше. Банк обслуживает почти 4,5 миллиона розничных клиентов, 260 000 предприятий МСБ и 18 000 корпоративных клиентов. Его проверенная временем бизнес-модель и испытанные стратегии и цели позволяют ему получать преимущества от философии деятельности, которая предоставляет устойчивые конкурентные преимущества.
Bank Pekao играет ключевую роль в стимулировании экономического развития, продолжая финансировать польские семьи и предоставляя услуги бизнесу. В 2013 году Банк предоставил розничных кредитов на сумму 11 миллиардов злотых, увеличив общий объем предоставленных кредитов на 9,9% год к году до 44,5 миллиардов злотых. Его корпоративный портфель увеличился на 3,8% до 65 миллиардов злотых. Bank Pekao остается ключевым кредитором для ключевых инфраструктурных проектов в Польше, поддерживая развитие страны и помогая повышать качество жизни.
Философия Bank Pekao основывается на клиентоориентированном подходе – в 2013 году Банк привлек почти 450 000 новых клиентов благодаря своему инновационному подходу, опираясь на рекомендации клиентов и преданность сотрудников. Bank Pekao успешно претворил свою философию в проект «Клиентомания», который продолжится в 2014 году.
Банк ожидает, что рынок банковских услуг в Польше будет меняться под воздействием значительных демографических изменений в следующие несколько лет, вызванные стагнацией рождаемости и старением населения, увеличением доли банковских клиентов и аккумуляции накоплений. Доля клиентов, предпочитающих мультиканальные услуги, продолжит расти, но необходимость в услугах в отделениях банка останется по-прежнему значительной. Bank Pekao продолжит делать акцент на том, чтобы быть инновационным и клиентоориентированным банком, адаптируясь к возрастающим требованиям клиентов и растущим ожиданиям всех клиентских сегментов.
«Наша цель быть не только устойчивым и надежным банком, но также учреждением, поддерживающим экономическое развитие и основные социальные ценности. Мы намерены принимать участие в улучшении общества с точки зрения равных возможностей, продвигая экономическое развитие и лучшее качество жизни», – говорит Луиджи Ловаглио (Luigi Lovaglio), Председатель Правления и Президент Bank Pekao.