Каким будет автострахование в ближайшее время
15.09.10
В рамках «Столичного Автошоу 2010» прошел круглый стол «Автокредитование и страхование», на котором представители банковских кругов рассказали о новациях на рынке автокредитования, которые появятся в ближайшем будущем.
Представители автомобильного бизнеса, в свою очередь, пытались склонить банкиров к более льготному кредитованию клиентов, а также к освоению новых сегментов рынка. Что из этого получилось, читайте в нашем репортаже.
По данным AUTO-Consulting в августе сегмент автокредитования составил уже 12% от всех сделок на рынке. Эту статистику подтверждают и
внутренние данные «УкрАвто» - кредитные продажи 11,7% в августе. При этом, по отдельным брэндам (Chery) автокредиты уже подбираются к 14,4%. Однако у дилеров Renault доля кредитов достигает 30%, и этот факт не может не беспокоить конкурентов. Что ждет рынок автокредитования в будущем? Об этом банкиры и автотрейдеры говорили в формате круглого стола в присутствии журналистов.
В этом году круглый стол с банковскими структурами стал намного представительнее. В нем приняли участие: «Плюс Банк», «Профин Банк», «Брокбизнесбанк», «Астра Банк», «Банк Форум», «УкрГАЗбанк», «Правэкс-Банк», «Банк Кипра», «Пиреус Банк» и «Всеукраинский Банк развития». Вначале топ-менеджеры вкратце обрисовали ситуацию в банковском секторе и поделились опытом борьбы с «проблемными» кредитами.
Подходы здесь разные. Если одни банки предпочитают идти на реструктуризацию долга, увеличения сроков погашения, введение кредитных «каникул», то есть организации, где вопросы с «проблемкой» решают путем реализации «залоговых» авто, но с согласия заемщика.
И один и другой способ дают возможность банкам улучшить статистику и минимизировать процент «проблемной» задолженности. Но как признаются сами банкиры, способ реализации залоговых авто через аукционы или автосалоны для них самый трудоемкий и дорогой. Поэтому если они и настаивают на продаже, то стараются договориться с заемщиком.
Однако банки уже думают о завтрашнем дне, тем более, что за последний период приток депозитов вынуждает финучереждения выходить на рынок кредитования. Но банкиры пока слишком осторожны. Почти все из них одинаково описали идеального для себя клиента на сегодня: 25-45 лет, с официальной зарплатой свыше 8000 грн, и стажем работы на одном месте в течении 5 лет и в неподверженной кризисом отрасли, при этом кредитные платежи не должны превышать 30% ежемесячных расходов.
Но описывая своего клиента, сами же банкиры признают, что таких не так уж и много, и для дальнейшего развития рынка нужно менять критерии и ставки. И притом, сильно менять.
Вице-президент «УкрАвто» Вячеслав Поврозник констатирует, что из всего заявленного списка партнеров, активно работают с клиентами лишь 2-3 банка, при том, что условия сотрудничества с «УкрАвто» у всех одинаковые. Без увеличения автокредитования о существенном росте рынка говорить преждевременно.
Резюмируя можно отметить, что в ближайшее время рынок автокредитования ждут такие перемены:
Снижение ставок на 1,5-2%
Уменьшение первого взноса до 20-25%
Усиление конкуренции среди банков
Сокращение времени принятия решения
Но банки не обещают упрощения подхода к оценке заемщика, слишком низких ставок, а если они и будут, то только в партнерстве с дилерами авто.
Кроме того, своего слова еще не сказали банки из Топ-5, которые пока не спешат в сегмент автокредитования. Это означает, что рассчитывать на число автокредитов больше 20-25% от величины рынка пока не приходится.