Отзыв лицензии у российского банка «Евротраст» спровоцировал приостановление деятельности его системы денежных переводов Migom, которая занимала около 6% рынка украинских трансграничных операций. Чтобы вернуть зависшие в системе платежи, отправители должны подать заявления на возмещение средств. Учитывая, что рынок денежных переводов довольно конкурентный, долю Migom могут получить все участники рынка.
Российская система денежных переводов Migom приостановила осуществление операций в Украине. Это связано с тем, что вчера Банк России отозвал лицензию у ее расчетного банка —
российского «Евротраста». Кредитное учреждение потратило на сомнительные операции более 7 млрд руб. за девять месяцев 2013 года и в связи с потерей ликвидности не обеспечивало своевременного выполнения обязательств перед кредиторами и вкладчиками.
«Банком проводилась высокорисковая кредитная политика, не создавались адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности и прочим активам. При этом кредитная организация предоставляла Банку России недостоверную отчетность, скрывавшую факты неисполнения требований кредиторов и вкладчиков, а также потерю капитала»,— говорится в сообщении центробанка.
В «Евротрасте» назначена временная администрация. Учреждение занимает 201-е место по величине активов в банковской системе Российской Федерации.
В Москве система Migom остановила выдачу переводов в середине прошлой недели. Украинские банки-партнеры Migom сообщили, что уже прекратили сотрудничество с системой. «Сейчас система полностью прекратила деятельность в Украине и отказалась сотрудничать со многими банками в России»,— сказали в ВТБ Банке. В ПриватБанке перестали сотрудничать с Migom, а в Ощадбанке временно приостановили работу с системой, поскольку она не переводит и не выплачивает средства.
В службе поддержки системы Migom прекращение операций в Украине объяснили техническими неполадками, однако не смогли пояснить, когда ожидают решения проблем.
«Мы временно приостановили выплату переводов. Если платеж завис, то отправитель должен прийти в банк, из которого он отправлял перевод, и написать заявление на возврат денежных средств»,— сообщили в службе поддержки Migom.
По данным Нацбанка, в 2012 году украинцы с помощью системы Migom получили 6% от общего объема трансграничных переводов, осуществленных международными системами переводов, созданных нерезидентами. Через систему поступило $216 млн. Данные за 2013 год Нацбанк еще не обнародовал. В Украине Migom располагает около 5 тыс. точек.
Участники рынка денежных переводов неохотно комментируют ситуацию, в которой оказался их конкурент.
«Если у банка начинаются проблемы, то естественно, что связанные с ним бизнесы тоже страдают. Однако на украинском рынке работает очень много систем денежных переводов. Поэтому несмотря на то, что объем транзакций между Украиной и Россией довольно велик, вряд ли клиенты серьезно пострадают из-за того, что на рынке станет одним игроком меньше»,— отмечает представитель одной из систем денежных переводов, работающих в Украине.
Крупнейшие российские системы денежных переводов по итогам 2012 года суммарно занимали минимум 55% рынка. Среди лидеров были «Золотая Корона—Денежные переводы», «Юнистрим», Contact, Migom, «Блиц», «Анелик», «Быстрая почта», но на рынке работали и менее крупные операторы. Учитывая, что конкуренция на рынке высокая, за 6-процентную долю Migom будут конкурировать все компании. Другие системы денежных переводов (не только российские) уже готовы принять на обслуживание клиентов Migom. «С сетью из более 14 тыс. отделений в Украине мы готовы обслужить любого клиента, желающего отправить или получить деньги в Украине или любой другой из стран, где мы присутствуем»,— отметила менеджер по маркетингу MoneyGram в Украине, Грузии, Армении, Израиле и Молдавии Виктория Шапронь.