Мировой финансовый кризис. Чем он опасен для Украины
07.11.08
В мире не стихают разговоры о разгорающемся финансовом кризисе, который может иметь и самые прямые последствия для нашей страны. Публикуем summary тематического доклада, подготовленного аналитиками инвестиционного фонда SigmaBleyzer.
1.Финансовый кризис вышел за рамки одной отдельно взятой страны и достаточно быстро развивается, в целом, в мировой экономике.
2. Практически все мировые фондовые рынки показывают падение своих показателей.
Падение мировых финансовых рынков.
3. Развивающиеся рынки Восточной Европы находятся на 3-годичном минимуме
МБС1 Развивающиеся рынки Восточной Европы
Источник: Morgan Stanley Capital International
4. Мнения международных экспертов о возможной уязвимости Украины
Оценка чувствительности к макроэкономической нестабильности Fitch: из 73 стран, проанализированных в мае 2008 года, Украина заняла второе место среди наиболее уязвимых стран.
Обзор банковского сектора Украины Standards and Poor в 2008 г.: банковский сектор Украины имеет высокую степень риска и ему присвоена 10 категория, к которой относятся наиболее слабые и уязвимые банковские секторы в мире (наряду с Боливией и Венесуэлой).
Квартальная оценка финансовых рисков Американского казначейства, сентябрь 2008 (Украина попала в десятку стран с наиболее высокой степенью финансового риска в мире): Украине ... грозят резкие изменения в структуре платежного баланса или кризис в течение следующих одного-двух лет.
5. Мнения экспертов подтверждаются реакцией мирового рынка кредитно - дефолтного свопа (КДС), который вырос для Украины с начала 2008 года почти в три раза.
Кредитно-дефолтные свопы (КДС) в выбранных странах
Источник: Bloomberg
6. Основные причины уязвимости украинской экономики
1) Большой дефицит счета текущих операций 2) Бремя внешнего долга 3) Слабость банковского сектора
7. Большой дефицит счета текущих операций
В 2009 года ожидается увеличение дефицита счета текущих операций до $24 млрд., что составляет 10% от прогнозируемого ВВП. Такие объемы потребуют внешнего финансирования.
Около $10 млрд. данного дефицита счета текущих операций объясняются вероятным повышением цен на импортированный газ
Одним из наиболее часто используемых инвесторами показателей дефолтного риска облигаций является премия по кредитному дефолтному свопу (КДС). КДС - это договор, подобный страховому, который предусматривает компенсацию убытков по облигациям в случае невыполнения эмитентом своих обязательств. Покупатель КДС страховки платит страховую премию в обмен на компенсацию убытков в случае дефолта.
Рынок КДС был создан в 1994 году и сегодня он оценивается в $45 триллионов. Исследования показали, что премии КДС определяют риск дефолта раньше, чем облигационные спрэды или рейтинги: это лучший предвестник дефолтов, и соответственно, надвигающихся рисков. Премия КДС по пятилетним облигациям, выпущенным правительствами развивающихся стран, на данный момент находится в диапазоне от 50 до 200 базисных пунктов в год.
Если премия превышает 500 базисных пунктов, это свидетельствует о том, что инвесторы ожидают дефолт таких облигаций. В результате эмитенту трудно продать новые облигации или обновить имеющийся долг.
За несколько дней до краха банков Bear Stearns и Lehman Brothers их премии КДС достигли 740 и 724 базисных пунктов соответственно.
8. Бремя внешнего долга
За последние два года общий внешний долг рос на 45% в год и достиг $100 млрд.
Внешний долг частного сектора вырос до $85 млрд., из которых $29 млрд. составляет краткосрочный долг (классифицированный по первоначальному сроку погашения).
На данный момент внешний долг Украины превышает средний показатель по странам в аналогичной кредитно-рейтинговой категории:
при 60% ВВП, соотношение внешнего долга к ВВП в Украине превышает средний показатель в 40% для стран с аналогичным рейтингом.
при 120% поступлений по текущему счету, соотношение внешнего долга к поступлениям по текущему счету в Украине также превышает средний показатель в 84% для стран с аналогичным рейтингом.
9. Недостатки банковского сектора
Ряд исследований развивающихся рынков показал, что высокие темпы роста кредитования привели к высокому уровню проблемных активов.
Темпы роста банковского кредитования в Украине были высокими в течение последних 5 лет: 60% в год. • Росту кредитования способствовало существенное увеличение денежной массы (МЗ) на уровне 44% в год, а также внешний долг
Уязвимость Украины объясняется необходимостью погашения большого краткосрочного долга, высоким дефицитом счета текущих операций, быстрым ростом потребительского кредитования и большими обязательствами банков в иностранной валюте.
Такие риски выразились в повышении премий по КДС в Украине с 250 до 600 базисных пунктов с середины 2007 года - больше, чем в других странах;
Кроме того, притоки портфельного капитала в Украину снизились с и8$3,3 млрд. в первой половине 2007 г. до $350 млн. в аналогичном периоде 2008 г.
Частично в результате этого индекс ПФТС понизился на 65% с начала года (по состоянию на 19 сентября 2008 г.), что является одним из наиболее сильных падений в мире.
Данные риски не означают, что кризис непременно произойдет, а лишь свидетельствуют о его высокой вероятности.
10. Уроки мировых кризисов
Дефицит счета текущих операций является основной переменной, которая не должна выходить из-под контроля, даже если он вызван перерасходом частного сектора и государство имеет сбалансированный фискальный бюджет.
2. Структура больших притоков капитала в страну - соотношение между краткосрочными и прямыми или долгосрочными инвестициями - оказывает большое влияние на уязвимость страны.
3. Способ использования иностранных инвестиций (в потребительских или продуктивных целях) имеет большое значение для стабильности экономики.
Использование фиксированных или жестко привязанных валютных курсов в качестве инструмента стабилизации несет в себе внутреннюю опасность. Сложно осуществить мягкую посадку.
Недостатки банковского сектора страны могут повысить риск проблемного кредитования, что может усугубить кризис.
Возможность возникновения финансового кризиса можно спрогнозировать путем анализа разбалансировки основных экономических взаимосвязей. Но точное время, глубину и распространение кризиса предсказать сложно.
Если в стране начинается финансовый кризис, единственным способом вернуть доверие является жесткая фискальная, денежная и экономическая политика, подкрепленная значительными внешними финансовыми ресурсами.
11. Что Украина может сделать?
Укрепить доверие.
Разработать систему раннего оповещения, которая будет сигнализировать об увеличении или уменьшении вероятности возникновения кризиса.
Тщательно контролировать внешний долг частного сектора (банковского и корпоративного), сроки погашения по которому наступают каждый месяц в течение следующих 12 месяцев, и сравнивать размер такого долга с возможностями его погашения.
Договориться об организационных мерах по преодолению кризиса:
Заключить протокол о намерениях с правительственными структурами (НБУ, Кабинетом министров, Министерством финансов, Министерством экономики и т.д.) для четкого определения зон ответственности и мер по урегулированию кризиса.
Заключить протокол о намерениях с центральными банками других стран, которые имеют крупные банки в Украине, в частности с Европейским центральным банком, Австрией, Швецией, и т.д. по вопросам координации, обмена информацией и возможного финансирования.
Согласовать и внедрить меры по выходу из кризиса (восстановление баланса): - Рассмотреть целесообразность отказа от принудительных мер в отношении должников, чтобы банки могли работать с упрощенными требованиями к нормам резервного капитала. - Потребовать, чтобы все банки страны разработали планы экстренного финансирования, в которых будут определены возможности использования различных источников финансирования и разработаны необходимые чрезвычайные меры по быстрому обеспечению такого финансирования. - Разработать пути выхода из банковского кризиса, в которых будут определены корректирующие меры для разных видов банков (закрытие, слияние, реструктуризация), в зависимости от их размера, а так же от характера проблемы - ликвидность, платежеспособность, плохое управление, способность привлекать капитал, и т.д. - Рассмотреть целесообразность создания государственной компании по возврату активов (на подобие американского трастового фонда RTC) для покупки и разрешения проблемы некоторой части плохих активов банков. - Помогать банкам в разработке мер по выходу из ситуации с плохими активами, в том числе упростить юридические и судебные процедуры взыскания по просроченным кредитам. - Рассмотреть возможность внесения изменений в существующую систему гарантирования банковских вкладов для повышения доверия и во избежание массового снятия депозитов, не допустив, в то же время, моральных рисков. - Внести изменения в фискальную, монетарную и валютную политику для повышения уверенности в том, что настоящие проблемы находятся в процессе решения (дефицит счета текущих операций, краткосрочный долг и недостатки банковского сектора). - Внедрить всестороннюю программу экономических реформ для улучшения инвестиционного климата Украины и возобновления роста.
Разработать всевозможные меры по усилению доверия, такие как роуд-шоу, для того, чтобы убедить иностранные банки и инвесторов в том, что ситуация находится под контролем.