Перегревы в экономике Китая были и ранее, но последние события на фондовых биржах КНР и девальвация юаня обнаружили основные проблемы, с которыми столкнулась Поднебесная. Раньше Китай был страной, поставляющей всему миру дешевый и низкокачественный ширпотреб, но он уже перешел к высокотехнологичной модели развития. Это потребовало от экономики новых характерных для развитых стран пропорций, и необходимости переориентации с экспорта на внутреннее потребление.
Нам бы их проблемы
Такая перегруппировка обязательно происходит на фоне замедления роста ВВП и других показателей. Правда, темпы роста страны по-прежнему высокие. Рост ВВП в первом полугодии предварительно составил 7%, промышленное производство в июле выросло на 6%, а розничные продажи поднялись на 10,5%. Но для проведения масштабной перестройки нужны значительные внешние вливания, которые невозможны при действующей экономической модели.
Необходимо свободное курсообразование (сейчас Национальный банк Китая фактически управляет формированием курса) и снятие ограничений на ввоз/вывоз капитала. Выполнение этих условий приведет к давней геополитической цели Поднебесной — предоставления МВФ юаню статуса международной резервной валюты, чему не очень рады в США.
Все это, в сочетании с прогнозируемым повышением ставки ФРС и продолжающейся в Китае мягкой монетарной политики печатания денег, приводит к ослаблению юаня.
Прогнозы и политические интересы
По прогнозам аналитиков, для выравнивания всех возникших макроэкономических диспропорций, обесценивание юаня может достичь 10%. Имея ЗВР в размере до 3,8 трлн долларов и торговый профицит до 0,5 трлн в год, Китай может себе это позволить.
С другой стороны, значительное понижение курса юаня приведет к падению рынков развивающихся стран. Они поставляют на мировой рынок в основном сырье, и снижение потребления со стороны КНР, которое неизбежно произойдет при значительной девальвации юаня, вызовет цепную реакцию на всех товарных и фондовых рынках мира.
Китаю образ страны, обвалившей всю мировую экономику, не нужен ни с политической, ни с экономической точки зрения. Поэтому, скорее всего Нацбанк Китая еще девальвирует китайский юань, но масштабы снижения курса не превысят еще 3-7%. Кроме этого, обесценивание юаня манит на китайский фондовый рынок спекулятивных инвесторов, рассчитывающих на дополнительные доходы на покупке резко подешевевших китайских ценных бумаг. Только за период 11-13 августа Национальный банк Китая провел следующую девальвацию юаня: 11 августа сразу на 1,9%, 12 августа — еще на 1,62% и 13 августа — еще на 1,1%, до 6,4 юаня за доллар. После чего объявил, что операции по корректировке обменного курса юаня в целом завершены.
Если, вопреки всем заверениям Китая, девальвация юаня превысит порог в 10%, то на фоне начинающейся президентской гонки в США, «китайская карта» однозначно будет разыграна республиканцами. Мотивировкой может стать начало новой валютной и торговой войны между Китаем и США. Это приведет к откладыванию ожидаемого повышения ставки ФРС в сентябре, что вызовет приведет к ослаблению доллара и полностью изменит весь паритет сил на валютном рынке.
Не стоит забывать, что Китай по данным американского Минфина и ФРС вновь оказался крупнейшим держателем казначейских облигаций США с объемом инвестиций в размере 1,271 трлн долларов. Поэтому торговая и валютная война ни Китаю, ни США — не нужны. Слишком многое поставлено на кон с обеих сторон. Поэтому, наш прогноз — девальвация юаня не превысит еще 5-7% и после этого фондовый и валютный рынок КНР перестанет представлять опасность для мировой экономики.
Сейчас же под угрозой девальвации окажутся валюты стран, тесно «завязанных» на экономике Китая: южнокорейская вона, тайваньский доллар, сингапурский доллар, малайзийский ринггит. Вероятность большого обвала нависла над южноафриканским рэндом, чилийским песо и российским рублем.
Падает также стоимость золота, так как Китай — один из крупнейших потребителей этого металла. Уже сейчас в КНР спрос на ювелирные украшения снизился на 5%, а мировые цены на золото в июле достигли пятилетнего минимума. Падение по сравнению с пиком 2011 года, когда унция стоила более 1900$, составило более 40%. Причины снижения стоимости за эти годы были разные, но последнее снижение цен в июле-августе 2015 года на золото целиком можно отнести на счет обвала спроса на него со стороны Китая и Индии.
Последствия обвала китайского фондового рынка и девальвации юаня для Украины
Украинские политики и бизнес-элита сейчас настолько поглощены внутренними проблемами, что мало кто успевает реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию в Китае. А напрасно...
Вот минимальный перечень скрытых угроз для Украины от китайского кризиса:
Дальнейшая переориентация спроса на китайские товары. Из-за девальвации гривны украинцы все меньше позволяют себе покупать импортную продукцию стран ЕС и США. По расчетам наших чиновников, этот импорт должен замещаться отечественной продукцией. Но при значительной девальвации юаня, ввозимая в Украину китайская продукция резко подешевеет. А это значит, что украинцы будут финансировать не отечественную промышленность, а подпитывать китайскую экономику.
Ужесточение борьбы за привлечение капитала. Прямыми последствиями потрясений в Китае станет отвлечение части иностранного капитала (сейчас частично задумывающегося над участием в приватизации в разы подешевевших украинских предприятий) на сверхинтересный обвалившийся китайский рынок, который теперь сулит куда большие доходы, нежели непредсказуемая Украина.
Падение потребительского спроса в Поднебесной и развивающихся странах, может охладить интерес к закупке украинских товаров и приведет к снижению цен на сельхозпродукцию, на валютные поступления от реализации которой так рассчитывали наши чиновники.
Активизация нелегальной миграции. Падение уровня жизни в Китае из-за разразившегося кризиса может спровоцировать расширение нелегальной эмиграции китайских граждан по всему миру, в том числе и в Украину.
Упущенная выгода и курсовые издержки. Многие совместные украино-китайские проекты могут быть отложены до лучших времен. Кроме этого, кризис в КНР приведет к коррекции курсов всех мировых валют и возможным дополнительным курсовым потерям для нашей страны за счет незапланированного укрепления доллара, евро и швейцарского франка, в которых у нас номинированы фактически все внешние обязательства. Есть и пряники
Торможение экономики Китая может принести украинской экономике и политике и выгоды. Удачное сочетание падения цен на энергоносители и золото на фоне снижения спроса со стороны Поднебесной, создает предпосылки для удешевления и роста объемов производства в Украине производных товаров из нефти и газа, а также для снижения стоимости сырья для украинской ювелирной промышленности. Китайский кризис заставит руководство Китая искать более плотного сотрудничества с США и ЕС, что частично снизит заинтересованность КНР в поддержке внешней политики России, а это сейчас Украине не помешает.
Банальные выводы
Августовские события в Китае и их последствия для нашего рынка — это уравнение со многими неизвестными. Украинским чиновникам нужно активно держать руку на пульсе событий, чтобы вовремя реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в китайской экономике.