Перспективы развития украинского рынка платежных систем
05.06.09
Согласно данным SputnikMedia – интернет аудитория Украины составляет 11 815 283 человек (по данным на апрель 2009 года).
Если сравнивать с развитой Америкой, то интернет-аудитория у нас, конечно, - маловата. Неудивительно, что интернет-коммерция у нас продвигается со значительными трудностями. К примеру в США – в Сети возможно обеспечить полный цикл заказа товара. У нас же, пока, это практически невозможно (слово практически употреблено из-за возможных покупок через Portmone и различные биллинги). Но давайте разберемся, что выступает сегодня тормозящим фактором для
Отсутствие нормальных биллинговых систем платежных карт, которые обеспечат нормальный процессинг кредитных и дебетных карт. Процесс становления биллинговых систем – крайне кропотлив и сложен, не многие компании предоставляют такие услуги. Если на западных сайтах – процессинг это то, что выполняется в первую очередь (непосредственная связь клиента и интернет-магазина), то у нас этому мало уделяют внимания и есть этому веские причины. Первое – это сложности процессиинга. Из-за увеличения случаев мошенничества (не будем скрывать – Украина славится своими «талантами»), у нас в стране с трудом принимают к оплате разнообразные карты, которые во всем мире заявлены, как уверенное средство платежа. То есть рядовой клиент просто не сможет рассчитаться своей картой (даже при наличии на ней достаточной суммы денег). Второе – огромное количество комиссии, которая взимается с клиента при расчете кредитной или дебетной картой. Комиссия может в некоторых случаях достигать 20% платежа (это действительно немыслимо – на западе такие транзакции либо вообще бесплатны, либо оцениваются процессинговыми центрами в 1-1,5%). Какой здравомыслящий человек будет «накидывать» на свой платеж до 20%, все равно в чью пользу будут начислены эти 20%. Только развитие нормальных биллинговых систем сможет поставить украинский интернет-ритейл на новый уровень. Если не будут внедряться новые, признанные во всем мире средства платежей – то мы так и останемся на уровне предоплаченных «вебмани» и других систем.
Полномасштабное введение «кредитных» карт как средство платежей. Не секрет, что люди во всем мире осознали для себя пользу кредитов в т.ч. и кредитных платежных карт. Действительно – это очень удобно. Платишь сейчас, а оплачиваешь кредит в банковском учреждении – никаких очередей или проблем. А при наличии «кредитных каникул», которые банки стараются массово предоставить клиенту – плата за пользование кредитом может быть даже равна нулю. Но в условиях оголтелых кредитов, которые выдавались на Украине 2006-2008 годов становится понятным, что кредиты – пока «запретный плод» для украинского потребителя. Для пользования такими банковскими услугами необходима определенная культура и трезвая оценка своих собственных возможностей по выплате такого кредита. Реалии кредитования, сегодня, еще очень призрачны и трагичны – банки не могут «пособирать» займы у должников и еще долго слово «кредит» будет вызывать кислую гримасу у работников кредитных отделов.
Повышение уровня платежной культуры у клиентов и развития платежной инфраструктуры в магазинах. Практически любые заграничные магазины имеют платежные формы для оплаты своего товара через Сеть. Только развитие таких услуг позволит сформировать на них спрос и будет предложение со стороны банков и других коммерческих организаций. Но получается замкнутый круг, когда нет спроса потому, что нет нормального предложения, а нет нормального предложения, потому что нет адекватного спроса. Выход может быть только один – разорвать это звено в цепи развития платежных систем и пойти на уступки.
Вот только кто пойдет на уступки первым и необходимо ли улучшение платежных условий в Украине? Быть может, все довольны предоплаченными системами электронных платежей? Тогда удивляться отсутствию развития платежных условий на Украине не приходится.