Правда ли банковский "конфискат" так дешев и хорош?
08.05.09
Авторынок, объявления в журналах и на столбах, информационные порталы и сайты банков - вот неполный перечень мест, где продавец и покупатель подержанного автомобиля могут найти друг друга. Издание выяснило, как выгодно купить "опытную" машинку, на что следует обращать внимание и действительно ли банковский "конфискат" так дешев и хорош, как о нем говорят.
В ноябре и декабре, когда первая кризисная волна накрыла Украину, много было разговоров о том, что не за горами массовая продажа банковского конфиската по смешным ценам. Продажа
конфиската действительно началась. Вот только не такая уж она и массовая, да и рассмеяться от цен может лишь человек с очень извращенным чувством юмора. Цены как цены. Пока.
Зато на сайтах многих банков появились закладки "реализация залогового имущества". Там можно найти предложения недвижимости, автотранспорта и промышленного оборудования. Что касается машин, предложения есть самые разнообразные. Продаются не только бюджетные Daewoo, Chevrolet, Dacia, ВАЗ, ЗАЗ, но и достаточно дорогие Lexus, BMW, Mercedes и Audi. В общем, выбор неплохой. Правда, если есть какое-нибудь конкретное пожелание, например Mazda 3, дело обстоит сложнее. Придется искать по сайтам разных банков, и не факт, что поиск завершится успехом. Искомую машину можно вообще не найти. Или найти одну, но не такую, как хочется.
Хороший выбор моделей и комплектаций имеется на автобазаре. Цены - образцово-рыночные. Даже немного выше, но можно торговаться. В целом на автобазаре продаются более дорогие автомобили. Популярных бюджетных там пропорционально меньше. И все примерно на $500 дороже аналогичных предложений в интернет-изданиях и специализированных журналах. Преимущество покупки через автоабазар известно - возможность посмотреть много машин сразу. Недостаток - завышенная цена, поскольку в основном на автобазаре трудятся перекупщики. Желающим приобрести что-нибудь не массовое, например BMW 3-й серии, лучше начинать с автобазара или объявлений. Вероятность найти такую машину на банковской площадке невысока.
Если решено покупать авто на базаре, лучше взять с собой опытного механика, который сможет оценить реальное состояние автомобиля. Свою первую машину автор покупала именно на автобазаре. Так вот на следующий же день после покупки чудный транспорт не завелся. Оказалось, что на него был установлен старый аккумулятор, заряженный перед продажей. Ну что ж… Замена аккумулятора - не самая высокая плата за опыт. У машин на базаре встречаются и более серьезные дефекты. Например, автору доподлинно известно, что один из автомобилей, недавно искупавшийся на столичной парковке на Троещине вследствие аварии в канализации, сейчас продается на рынке.
Удобный способ поиска автомобиля - по объявлению в специализированных изданиях или через Интернет. Таким образом легко найти машину выбранной марки и модели и сравнить цены в зависимости от комплектации и пробега. Следует отметить, что владельцы транспортных средств чаще всего продают свой собственный транспорт именно таким образом, а не через базар или еще как-то. Недостаток такого метода в том, что для просмотра каждого отдельного автомобиля придется назначать встречу с продавцом. И на такую встречу тоже следует ездить с тем, кто разбирается в техническом состоянии автомобилей.
Просматривая такие объявления, мы нашли несколько очень интересных предложений как популярных марок, так и дорогих машин. Правда, встречаются и настоящие "перлы". Например, судя по одному из объявлений, некто собирается срочно продать Mazda 3 2003 года выпуска за $25 тыс. Пожелаем ему удачи - это почти в два раза дороже средней стоимости такой машины с аналогичными показателями.
Самый европейский способ купить подержанный автомобиль - воспользоваться услугой автодилера "комиссионная площадка". Такие площадки уже есть у многих торговцев и появляются еще. Дело в том, что из-за кризиса некоторые автодилеры пришли к пониманию того, что рынок подержанных автомобилей становится все более перспективным. Суть услуги состоит в том, что торговец проводит полную ревизию технического состояния автомобиля, проверяет документы и реализует со своей площадки. Покупатель, таким образом, защищен от возможных проблем, однако качество сервиса прибавляет к цене автомобиля до 10-15%.
Самостоятельно поднимать стоимость своей же покупки - вот ведь дикость! Или нет? Вместе с кризисом, невозвратами кредитов и реализацией банками залогового имущества на украинский рынок пришел новый сервис - аукционы. На торгах выставляются только самые лучшие (по крайней мере так считают организаторы) лоты. Если человек понимает, что не в состоянии больше выплачивать кредит, при согласии банка он может выставить свой автомобиль на торги. Покупатели посещают (в онлайне или офлайне) мероприятие и принимают участие в аукционе за понравившийся лот. Участие могут принять те автомобили, которые соответствуют правилам аукциона. Тот, кто участвует в торгах, самостоятельно решает, сколько он готов заплатить за автомобиль. Преимущества покупки через аукцион - прозрачность, безопасность, удобство и возможность купить автомобиль по выгодной цене. Недостаток - такая же возможность и не купить автомобиль по выгодной цене, наличие неограниченного круга покупателей-конкурентов.
Учитывая сложности с получением кредита, многие рассматривают идею - купить машину, уже находящуюся в кредите. Но это не так просто, ведь кредит - это обязательства, а не собственность, которую можно продавать или покупать. С ним все гораздо сложнее.
Вопрос с долларовым кредитом в такой ситуации решается относительно просто - "докризисные" кредитные процентные ставки в среднем такие же, как и нынешние депозитные (13,5-14%), поэтому соглашаясь на выдачу нового кредита, банк как минимум не создает себе убытков. С гривневыми дело обстоит сложнее. Трудно убедить кого-либо взять кредит под 23-25%, при том что у предыдущего заемщика она была 16-18%.
Издание позвонило по нескольким объявлениям о продаже кредитных автомобилей. И что же сказали продавцы? Оказывается, львиная доля предложений состоит в том, что автомобиль продается вместе с кредитом по генеральной доверенности. То есть, не ставя банк в известность, автомобиль продается по генеральной доверенности, а новый владелец сам выплачивает оставшийся долг. Затея экстремальная, ведь и продавец, и покупатель изрядно рискуют.
По мнению издания, это рискованная схема, даже если автомобиль приобретать у знакомого. Дизайнер Анна купила свой автомобиль у парня близкой подруги. Аня заплатила рыночную стоимость машины, получила генеральную доверенность и чувствовала себя вполне комфортно, пока ее подруга не рассталась с любимым. Вот тогда и начались нервы: машина все еще не выплачена, никаких рычагов влияния у Ани нет, а молодой человек больше не появляется на ее горизонте. Правда, продавец ведет себя порядочно и кредит платит, но когда Аня сообщила ему, что хочет продать машину, поэтому кредит нужно закрыть, "законный" владелец машины сообщил, что сейчас не может погасить кредит.
Все покрышки должны быть одного размера, типа, рисунка. Глубина протектора - не менее 4-5 мм. Заметная разница высоты протектора резины свидетельствует о нарушении геометрии кузова. Заодно нужно проверить изношенность сайлент-блоков.
Оценить состояние салона. Панели, обивка и чехлы должны быть без разрывов и повреждений. В наличии должны быть все кнопки, ручки и переключатели, предусмотренные комплектацией. Они должны работать. Нужно проверить работу электрики: дворников, переключателей, стеклоподъемников, фар, стоп-сигналов, работу подогрева зеркал, сидений, работу кондиционера, вентилятора, печки и пр. Сидения должны обеспечивать хорошую боковую поддержку. Спинка должна быть упругой, не болтаться. Снизу на "родных" ремнях безопасности имеется тканевая бирка с указанием года выпуска авто.
Проверить подкапотное пространство. Двигатель должен занимать горизонтальное положение, быть сухим и чистым. Замасленный корпус - признак подтекания масла и плохого ухода. Идеальная чистота под капотом - признак того, что двигатель мыли перед продажей. К таким автомобилям нужно относиться особенно осторожно.
Осмотр ходовой части. На амортизаторах не должно быть следов подтекания. При нажатии на кузов он должен сделать не больше 1-2 качков. Минимальная толщина тормозных накладок - 4 мм, а тормозных дисков - 10 мм. Если при первом нажатии педаль опускается до пола, в системе находится воздух. Следует убедиться, не поржавели ли тормозные трубки. Морщины и трещины не допускаются. На старых авто тормозные шланги лучше поменять сразу после покупки, так как при визуальном контроле не видно состояние их в месте заделки под гайку. Когда колеса стоят прямо, люфт рулевого колеса не должен превышать ширины ладони. Если он больше, следует проверить наконечники рулевых тяг, рулевой механизм, его крепление. При отсутствии неполадок в этих узлах дефекты следует искать в самом механизме.
Многие продавцы подкручивают пробег. Установить реальный дорожный опыт автомобиля сложно, но есть простые симптомы подделки возраста. В среднем годовой пробег авто составляет около 15-25 тыс. км. Если возраст и пробег не совпадают, продавец скрутил показания на одометре. Косвенные признаки большого пробега: замененный мотор или коробка передач, потертости на ветровом стекле от щеток стеклоочистителя, продавленные сиденья, изношенные резинки на педалях, потертости рулевого колеса (рычага переключения передач).
Следует провести проверку в движении. Мотор в холодном состоянии должен хорошо заводиться и ровно работать. Если прогретый двигатель работает с "провалами" или плохо "берет газ" - значит, неполадки в системе впрыска. Затем стоит вывернуть колеса на максимальный угол и трогаться с места. Исправный и нормально отрегулированный двигатель звучит ровно, без стука. Воющий звук, стук и дребезжание со стороны подвески колес, если сильно кренит кузов на поворотах, металлический скрежет при торможении - все это говорит о неисправностях. "Внимание! Не рекомендуется покупать автомобиль, который в прошлом использовался в качестве такси, учебной или служебной машины", - подчеркивает Сергей Жук.
Уже не является секретом, что сегодня стоимость двухлетнего автомобиля известного бренда близка к 50% цены нового такого авто, предлагаемого официальными дилерами в Украине.
Сегодня автомобильный рынок диктует новые правила, по которым покупка автомобиля у хорошо организованного продавца выгодна по следующим причинам:
Официальный продавец не имеет дела с автомобилями, имеющими сомнительное происхождение. Следовательно, покупая автомобиль у него, можно быть уверенным в законности происхождения такого авто.
Перед тем как попасть на торги, каждый автомобиль проходит техосмотр и экспертизу. Его реальное техническое состояние отображается в соответствующей документации. Ознакомившись с ней, покупатель сможет принять обдуманное решение.
Хороший продавец не только подготовит автомобиль к продаже, но и окажет содействие покупателю в оформлении кредита или лизинга.
При наличии собственных сервисных центров компания-продавец может установить дополнительное оборудования на автомобиль, а также выполнит необходимые ремонтные работы.
Официальный продавец может продлить гарантию завода-изготовителя.
Компания-продавец может предоставить скидки на будущее техническое обслуживание автомобиля.
Некоторые официальные продавцы автомобилей предоставляют покупателю автомобиля возможность самому устанавливать цену покупки.
ИТОГО:Возможностей купить подержанный автомобиль сейчас очень много. Цены - рыночные. Радует только обилие предложений. Однако, выбирая "опытную" лошадку, следует очень внимательно изучить состояние ее здоровья.