О своем дне рождения 2 сентября украинская гривна скромно умолчала. И на то есть причины. Похоже, 13-летие стало для нее роковым: позади осталось беззаботное детство, а трудности воспитания привели к тому, что на праздник и позвать-то некого – папа с мамой (НБУ и Минфин) никак не могут разобраться, кто виноват, что ребенок растет недоразвитым и
болезненным. И вся страна с умилением следит за мыльной оперой об их семейных скандалах, примыкая то на одну, то на другую сторону и забывая о главном: несчастливая судьба ребенка – результат ошибок в воспитании обоих родителей. «Папа» увлекся добычей денег, а «мама» не умеет вести домашнее хозяйство… Не удивительно, что теперь оба чураются своей дочери…
Мало кто из вкладчиков вспомнил, что именно 15 сентября 2008 года принято считать точкой отсчета мирового финансового кризиса. Именно этот день стал черным для крупнейшего инвестиционного американского банка – «Леман Бразерс», а вслед за ним – и для банков и бирж по всему миру. Украина же тем временем упоенно читала мантры. "Украина экономически и финансово живет стабильно, и я могу твердо сказать, что мировой финансовый кризис Украине не грозит", - безапелляционно и монотонно слышалось из уст премьера Ю.Тимошенко.
Судя по всему, скорый выход из рецессии, которым уже могут похвастаться европейские страны, украинцам тоже не грозит. Ни у власти, ни у НБУ, нет ни одного человека, который бы выражал позицию государства в отношении программы реабилитации финансового сектора. Каждый чиновник является спикером-экспертом, комментируя любой вопрос по своему усмотрению.
Нет последовательности и в действиях. Сегодня мы повышаем гарантированную сумму компенсации по вкладам физлиц, а завтра – вводим мораторий на удовлетворение требований кредиторов; сегодня даем банкам рефинансирование, а завтра – принимаем решение про их ликвидацию; сегодня говорим о возрождении доверия к банкам, а завтра – о конвертации валютных вкладов в гривну; сегодня говорим о спекуляциях на валютном рынке, а завтра продаем валюту избранным; сегодня национализируем проблемные банки, а завтра думаем, что с ними делать? Не удивительно, что население и бизнес предпочитают не играть в эти опасные игры. Ведь за этот кризисный год мы так и не увидели изменений к лучшему.
Поскольку нынешний кризис берет свое начало именно из финансовой сферы, то поначалу кажется логичным, что все силы направлены на оздоровление банковской системы. Видимость бурной деятельности тут привела к тому, что новостное пространство больше напоминает сводки с поля боевых действий: Тимошенко обвиняет НБУ в спекуляциях и взяточничестве, НБУ обвиняет Тимошенко в обвале гривны, «на орехи» достается и Президенту. А можем ли мы с вами припомнить хоть одно расследование и наказание виновных? В результате перераспределения сфер влияния сильных мира сего, простым гражданам дают ровно столько, сколько необходимо для недопущения социальных волнений и набора голосов электората перед будущими выборами:
три банка были национализированы. При этом в них было направлено 9,572 млрд.грн. Казалось бы в масштабах системы - немного. Тем более, на такую благую цель, как защита интересов вкладчиков. Напряжение временно спало, но вопросов осталось больше, чем ответов. Например, что же будет дальше с национализированными банками? Ведь не секрет, что для нормального функционирования банку нужны ресурсы. Предоставленное же финансирование было направлено на выплату вкладов клиентам. То есть деньги из банков ушли или уйдут – вопрос времени. Так за счет чего же они восстановятся? Так, банки «Киев» и Родовид Банк уже просят о дополнительных 2,5 млрд. грн. финансирования. И это через 2 месяца после капитализации! Сколько еще денег понадобится им для того, чтобы возобновить нормальную деятельность? В случае удовлетворения просьбы, банк «Киев» в общей сложности получит из бюджета 5 млрд. грн, при том, что всем своим клиентам (населению и бизнесу) он должен всего 4 млрд. Можно ли после этого считать вливание денег в такой проблемный банк эффективным, а правительство – рациональным?
Еще один любопытный вопрос – это доля участия государства в капитале банков. Если наиболее распространенная мировая практика – это выкуп до 40% акций банка, то у нас предпочитают покупать их со всеми потрохами. В результате предыдущие собственники не несут никакой ответственности за «наработанные» проблемы и не заинтересованы в скорейшем выздоровлении банка, а государство вместе с вымытым капиталом получает долги банка не только перед клиентами, но и перед внешними кредиторами. Вы думаете, почему последние спокойно идут на реструктуризацию своих кредитов? Потому что гораздо выгоднее иметь дело с правительственными гарантиями, нежели с собственниками-банкротами. Так что ожидать скорой продажи новогосударственных банков и поступления в бюджет денег от их реализации не стоит. Этот груз еще долго будет лежать на плечах украинских налогоплательщиков.
Незакрытым в сентябре останется так же и вопрос о том, что делать с по-прежнему проблемными Укрпромбанком и Надрой? И если правительство считает свои меры по национализации эффективными, то почему не применить их и тут? В общем, инструментов для защиты интересов вкладчиков существует масса. И наша власть выбрала из них наиболее выгодный для себя. Но ощутим ли мы с вами пользу от этого?
проблема нехватки ликвидности у банков решена. Казалось бы – необходимо принимать меры для обеспечения бизнеса оборотными средствами на развитие: ведь от этого зависят и поступления в бюджет, и заработные платы населения. Ан нет. Дефицит бюджета правительство предпочитает закрывать путем выпуска государственных ценных бумаг – ОВГЗ со сроками от 3 мес. и доходностью от 20% годовых. Вполне предсказуемо, что кредитование бизнеса и населения, требующее куда больших затрат ресурсов и несет риски, не выдержит конкуренции с предложением Минфина. Кроме того, редко какой бизнес, не имеющий печатного станка в своем распоряжении, может позволить себе привлекать финансирование под 23-28% годовых. Так, внутренний государственный долг за неполный 2009 год увеличился более чем на 20 млрд. грн. (или почти на 30%(!)). Об источниках погашения таких ценных бумаг гадать долго не приходится: кто-нибудь еще сомневается в неизбежности дальнейшей девальвации гривны?
кстати, об обменном курсе. Смешно и грустно читать о том, что в падении гривны виноваты какие-то эфемерные спекулянты, население или Президент. Любой мало-мальски знакомый с экономикой человек знает, что за обменный курс в стране отвечают правительство и центральный банк. Но если первое обеспечивает фундаментальный (стратегический) курс гривны за счет проведения экономической, фискальной и бюджетной политик, то задача второго – обеспечить стабильность конъюнктурного курса, сгладить колебания. Так что если правительство проводит рисковую бюджетную политику, увеличивает социальные выплаты, ужесточает налоговый пресс, увеличивает государственную задолженность (до 25% (!) от ВВП) и не реформирует производство, то для снижения обменного курса НБУ остается только уповать на исчезновение доллара как валюты.
Так что вопрос о том, кто же в Украине действительно «працює» и где результаты этой «праці» по состоянию на начало октября - 2009, остается открытым. Могу предположить, что таким он останется как минимум до выборов.