Сергей Познанский: «Для банков развитие услуг удаленного управления счетом должно быть приоритетным»
18.12.09
Об особенностях Интернет-банкинга, его преимуществах и недостатках Издание беседует с начальником управления альтернативной дистрибуции Морского Транспортного Банка Сергеем Познанским.
Наш банк уже несколько лет предоставляет своим клиентам услугу Интернет-банкинг. Эта услуга востребована клиентами, и мы постоянно расширяем ее функционал и перечень встроенных шаблонов платежей в пользу различных компаний (в первую очередь коммунальных
и телекоммуникационных). Помимо встроенных шаблонов платежей, мы предоставляем клиентам возможность совершать произвольные платежи по Украине. Мы постоянно стремимся сделать наш сервис максимально удобным для клиентов.
Все зависит от реализации системы. Основное слабое место, на наш взгляд, - невозможность совершать произвольные платежи со своих счетов. Не все банки предоставляют своим пользователям полноценное управление своими счетами. Многие ограничиваются лишь просмотром выписок и состояния счета. Наш банк предоставляет полноценную систему «Интернет-Банкинг», которая позволяет просматривать выписки по своим счетам за любой промежуток времени, соответственно, получать информацию об остатках на счетах; совершать платежи, как произвольные (пользователь сам формирует платеж, задает его реквизиты и так далее), так и на основе встроенных шаблонов (когда пользователю необходимо ввести только параметры платежа, такие как сумма, номер лицевого счета, адрес, ФИО и тому подобное, а реквизиты платежа и сам платеж система сформирует сама).
Схем мошенничества много, но почти все они основываются на безответственном отношении пользователя к вопросам безопасности при работе в сети Интернет. Основное слабое звено в системе Интернет-банкинг – это человек, пользователь системы. Если он будет безответственно относиться к своим секретным данным (ключам и паролям), хранить их в ненадежном месте, разглашать их, то вероятность того, что мошенник получит доступ к банковским счетам пользователя, значительно возрастает. Это как с ключами от квартиры – если вы будете их везде оставлять, то ждите кражи.
Существует несколько вариантов организации безопасности для системы Интернет-банкинг. Перечислю основные:
Шифрование трафика между пользователем и банком на всех этапах работы с системой Интернет-банкинг, как между пользователем и Веб-сайтом системы, так и между клиентской программой и сервером приложений системы.
Наличие надежного метода аутентификации пользователя (то есть способа определения подлинности пользователя). Здесь используются электронные ключи, одноразовые пароли или их комбинация.
Банк обязан обеспечить пользователя надежными способами защиты конфиденциальной информации (шифрование передаваемой информации, использование электронных ключей или одноразовых паролей и тому подобное). В противном случае, такие сервисы не могут считаться безопасными для пользователя, ими не стоит пользоваться.
В Морском Транспортном Банке для обеспечения безопасности системы Интернет-банкинг, используется как шифрование информации, которой обмениваются пользователь и банк, так и система электронно-цифровой подписи.
В Европе основная масса банковских операций переведена в сферу самообслуживания. Этот процесс у них начался раньше, чем у нас. К данной ситуации Украина тоже придет. Не думаю, что это будет 2010 год, но с повсеместным развитием Интернета, будет увеличиваться количество пользователей и Интернет-банкинга, будет активно расширяться эта сфера банковского бизнеса. К украинским пользователям банковских услуг придет понимание того, что им необходимо эффективное и безопасное управление своими финансами при помощи систем Интернет-банкинг и им подобным. Для банков развитие услуг удаленного управления счетом должно быть приоритетным, поскольку позволяет снизить издержки банка на обслуживание своих клиентов, а, следовательно, и комиссию за банковские услуги для клиентов. А это очень важно в современной конкурентной среде.