С 7 сентября отменяется 13-процентная пошлина на ввоз автомобилей.
13%-ная надбавка к ставкам таможенной пошлины на ввоз автомобилей действует в Украине с 6 марта текущего года. Весной, несмотря на слезные просьбы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров не принимать драконовский закон о повышении таможенной пошлины, явно нарушающий принятые страной обязательства, ВР решила все-таки подлатать бюджет за счет автоимпортеров.
времени для приобретения машины, похоже, в обозримом будущем больше не будет. Те, кто накопил денег на покупку автомобиля и все еще ждет «самого-самого» дна авторынка, пора раскошеливаться.
Скидки стали единственным способом продаж этим летом. Например, в начале августа компания «Хонда Украина» ввела скидки от 8 до 16% на наиболее популярные автомобили модельного ряда.
Однако щедрые жесты автоторговцев сейчас скорее говорят о желании «слить» застоявшийся товар в ожидании «чуда», которое вот-вот наступит после окончания действия непомерной ввозной пошлины.
Хотя по логике ее уменьшение должно привести к падению цен на иномарки, по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, «шары» не будет. Скорее наоборот – после 6 сентября начнутся поставки новых партий автомобилей, которые закупались и будут растаможиваться по курсу более 10,7 грн/евро, и более 7,6 грн$. Таможенное оформление и другие налоги будут уплачиваться исходя из тех же цифр.
Это означает, что в гривневом эквиваленте автомобили подорожают, и даже снижение маржи и акции не приблизят цены к прежнему уровню. Участникам рынка придется быть очень осторожными в формировании новых заказов, учитывая запасы старых партий у конкурентов.
Кроме того, закупка больших партий авто 2009 года выпуска – рисковое дело, их может постичь судьба «залежавшейся» продукции 2008-го. В AUTO-Consulting полагают, что самое «золотое» время для покупки авто уже наступило и продлится до начала сентября, ведь «годовалые» машины традиционно теряют в цене, и автодилеры попытаются «очистить» склады.
Первое полугодие 2009-го опустило торговцев «ниже плинтуса»: за этот период, по данным Autonews.ua, автомобильный рынок уменьшился на 80%. Многие компании вообще отказались от ввоза иномарок. Но покупатель этого не заметил – ведь очередей в автосалоны уже давно нет. Не помогло ограничение импорта и отечественному производителю: по данным Минпрома, автопроизводство в Украине в первом полугодии 2009-го сократилось на 84%.
Так, не получив особой выгоды, государство добавило проблем авторынку. Только за первый месяц лета в стране было продано всего 11,2 тыс. автомобилей, что почти в пять раз меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Впрочем, по мнению экспертов, дело скорее не в 13%-ной надбавке, а в снижении покупательской способности украинцев, которым стали недоступны кредиты.
Стремясь удержаться на плаву, многие автосалоны пошли на распродажи или спецусловия приобретения автомобилей. Если в прошлом году продажи автомобилей в кредит составляли около 70% от общего объема, в 2009-м уже 4–6%. Между тем, по информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, сейчас на складах скопилось порядка 70 тыс. автомобилей. При нынешних темпах продаж этих запасов вполне хватит до конца 2009 года.
За те полгода, что действовала надбавка, существенных доходов в казну она все же не принесла, ведь состояние экономики ухудшалось. А то, что позже Кабмин упразднил действие этой надбавки при импорте всех товаров, кроме авто и холодильников, было продиктовано в первую очередь интересами украинских производителей аналогичной техники, представители которой присутствуют во власти. Когда 13%-ю надбавку отменят, бума не случится – ведь массовое кредитование до сих пор не возобновилось, а значит спроса больше попросту нет.