К лету украинские банки незначительно увеличили свои процентный ставки по кредитам на автомобили. Об этом говорится в исследовании проведенным одним из аналитических порталов, которое охватывало 101 финучреждение. В частности его результаты показали, что с 18 мая по 22 июня средняя ставка по гривневым кредитам выросла на 2,7% годовых (до 22,7% годовых), по
долларовым упала на 2,1% годовых (до 14,7% годовых), по евро осталась на прежнем уровне – 16% годовых. В то же время, исследователи отмечают резкий скачек максимальных ставок в национальной валюте по этому типу кредитов: за указанный период они выросли с 28% до 40% годовых. При этом валютные ставки остались без изменений: по доллару США они достигают 18% годовых, по евро – 17% годовых. Помимо этого неизменной осталась минимальная ставка по гривневым кредитам – 0% годовых, что, впрочем, является не чем иным как маркетинговым ходом. При этом минимальная ставка по долларовым займам уменьшилась с 17% до 12,55%.
В то же время, интересным является тот факт, что, проанализировав тенденции 2008 и 2009 гг., в AUTO-Consulting пришли к выводу, что массового появления на рынке автомобилей, находящихся в у банков в залоге, не наблюдается. Так, год назад в месяц в среднем продавалось 17-18% кредитных авто. В 2009 г. этот показатель увеличился до 21% при сохранении количественных показателей, но такой рост обусловлен ростом самого кредитования в предыдущие годы. То есть формально очень динамично росла доля самого кредитования (в пиковые моменты она достигала 55%). «Если же сравнить количественные показатели, то в 2009 г. резкого всплеска «кредитных» машин не наблюдается, а дополнительный приток от банков исчисляется в сотнях штук», – резюмируют исследователи. По их данным доля залоговых авто колеблется в пределах 1%. А учитывая тот факт, что банки неохотно идут на демпинг, можно констатировать, что на ценообразование эти автомобили пока не влияют. Ведь единственным сегментом, который готов снижать цены на авто, являются заемщики уже погасившие свои кредиты.
Тем не менее, в будущем влияние залоговых кредитов на рынок может увеличиться. Начиная с конца прошлого года, целый ряд банков активизировал работу со своими заемщиками, часть проблемной задолженности была отдана коллекторским агентствам. Эксперты полагают, что немалая доля долгов находятся уже на последней стадии – либо залоговые авто будут продаваться по согласованию сторон ввиду невозможности погашения займов, либо вследствие судебных решений. Таким образом, многие банки уже подошли к стадии предпродажи залоговых авто. И если они пойдут дальше, а вариантов у них не так уж много, это может повлиять на рыночную цену поддержанных авто в сторону ее снижения.