Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Чем раньше мы начинаем действовать, тем больше у нас шансов"
Финансы

 


Мошенничество

Выгодные банкротства
04.05.09

Если Вы потерпели неудачу в бизнесе и поэтому не можете рассчитаться по своим долгам, законом предусмотрена процедура банкротства. В этом случае есть возможность должнику восстановить платежеспособность, ну а если это невозможно - справедливо распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование банкротства позволяет одним получать передышку и с честью выходить из сложного положения, а мошенникам - обворовывать кредиторов и захватывать чужие предприятия

На законных основаниях

В сложные для экономики времена от
материалы в тему:
банкротства не застрахован никто
. Такие испытания, как резкое падение спроса, массовый отказ расплачиваться в срок по долгам, сложность и дороговизна привлечения новых кредитов, способны превратить в банкрота еще не так давно успешное и устойчивое в финансовом отношении предприятие. Происходящее сейчас в отечественном бизнесе доказывает, что риск банкротства тем выше, чем агрессивнее была экспансия, чем больше заемных средств использовалось для развития и чем больше руководители и владельцы компании рассчитывали на рост рынков и своей доли на них. По мнению опытных юристов, несмотря на то, что формально механизм банкротства запустили пока единицы, признаки неплатежеспособности, описанные в законодательстве, сегодня налицо уже у многих.

Если не вдаваться в частности, суть процедуры банкротства можно свести к избавлению от непосильных долгов. При этом государство, если оно, конечно, не является одной из сторон конфликта, выступает лишь в качестве арбитра. Главными сторонами в процессе банкротства являются сам банкрот и его кредиторы. А государство обычно представлено судом, выносящим решения по делам о банкротстве.

Сама процедура упрощенно выглядит так. Сначала в суд обращается инициатор банкротства. Инициатором может быть как кредитор, так и сам будущий банкрот, осознавший невозможность платить по счетам. Что важно, банкротство может быть вызвано не только неспособностью погасить какой-либо долг (например, банковский кредит), но и невозможностью осуществлять текущие платежи - налоговые, арендные и т. п.

После этого суд, рассмотрев аргументы сторон, должен принять решение. Если судьи в принципе соглашаются с необходимостью банкротства, то обычно в процессе появляется новое действующее лицо - арбитражный управляющий. На разных этапах процедуры банкротства должность этого человека может называться по-разному: временный, административный или конкурсный управляющий, но суть от этого не меняется - это назначенное судом должностное лицо берет в свои руки управление банкротящейся компании.

По идее арбитражный управляющий должен таким образом обезопасить активы компании от разбазаривания и добиться наиболее полного удовлетворения требований кредиторов: либо восстановить платежеспособность предприятия-должника, осуществив план оздоровления, либо, что случается чаще, реализовать все оставшиеся активы и рассчитаться этими деньгами с кредиторами. Если денег не хватает (а обычно происходит именно так), кредиторам отдают то, что есть. Каждому - пропорционально его доле в общей массе долгов и согласно установленной очередности. В итоге кредитор может получить и пятьдесят копеек на одну гривну долга, а может и копейку. Случается, что до некоторых кредиторов очередь вовсе не доходит, так как деньги кончаются раньше. Тут все зависит и от расторопности самих кредиторов, и от профессионализма управляющего, и от конкретных действий судей, но главным разом - от того, в каком состоянии и с какими актив предприятие пришло к банкротству.

После того как расчеты завершены, предприятие - банкрот прекращает свое существование. А вместе с ним прекращают существования и все его долги, которые выплатить не удалось.

Инструмент о двух концах

Как и многие другие либеральные экономические процедуры, банкротство является хорошей почвой для различных злоупотреблений и правонарушений. Сложность процедуры, требующая немалого профессионального опыта и знаний, коррупционные приемы, позволяющие добиваться несправедливых решений, несовершенство законодательства - все это нередко приводит к тому, что банкротства становятся эффективным инструментом в руках мошенников.

В новейшей истории отечественного бизнеса накопилось немало примеров, когда, выводя активы и используя процедуру банкротства, нечистые на руку бизнесмены разоряли своих вкладчиков и партнеров. Есть и другие примеры, когда созданная путем различных манипуляций фиктивная задолженность позволяла другим бесчестным людям добиваться в ходе банкротств контроля над реальными активами чужих предприятий.

К примеру, к обычной практике можно смело отнести использование сразу нескольких предприятий для ведения бизнеса. Не представляя собой ничего противозаконного, такая схема в числе прочих преимуществ позволяет минимизировать риски, а также эффективно распоряжаться собственностью. В то же время, при наличии соответствующего замысла, можно провести цепочку сделок между подконтрольными предприятиями и консолидировать на одном из них наибольший объем проблемной задолженности. Одновременно все более или менее значимые активы можно собрать на балансе другого предприятия, долгов вовсе не имеющего и формально с предприятием-должником никак не связанного. В результате появляется потенциальный банкрот с многомиллионным, а то и многомиллиардным долгом, но почти без имущества, на которое могли бы претендовать кредиторы. Затем запускается процедура банкротства, и кредиторы остаются с носом, а бизнес продолжает существовать, даже не меняя вывесок на своих магазинах, не переезжая в другие заводские цеха, оставляя за собой прежний флот судов или парк самолетов. Стоит ли говорить, что торговые марки, по которым такие предприятия известны на рынке, обычно не являются синонимами названий фирм, владеющих товарами, недвижимостью и другим их имуществом.

Порой кредиторам в судах удается оспорить часть сделок или доказать связи предприятия-должника с предприятием, владеющим имуществом. Но это долгий и дорогостоящий процесс, и успеха в нем добиваются лишь крупные игроки, рискующие серьезными суммами. Мелкие кредиторы - поставщики товаров, материалов, горючего, а также частные лица, вступившие с банкротом в какие-либо партнерские отношения, своих денег могут не увидеть вовсе. Поэтому нередко банкротство одного крупного предприятия оборачивается множеством банкротств его мелких партнеров.

Иногда предприятия, находящиеся под угрозой банкротства, не выводят активы, а намеренно создают еще большие долги. Смысл этой манипуляции в том, чтобы создать искусственную задолженность, по своему объему превышающую долги реальные, и тем самым добиться преимущества перед реальными кредиторами. В таких схемах могут участвовать дружественные банкроту банки и специально созданные для этой цели предприятия. И в этом случае банкроту нет смысла рисковать, выводя активы, ведь в результате банкротства они все равно останутся в прежних руках. Огромная сумма фиктивной задолженности может позволить провести кандидатуру «удобного» арбитражного управляющего, да и весь процесс банкротства пустить по «приемлемому» сценарию, фактически отстранив от участия в нем прочих претендентов на активы банкрота. В результате в проигрыше снова оказываются, прежде всего, мелкие кредиторы, а бизнес банкрота де-факто продолжается.

Таким образом, банкротства являются еще и неплохим бизнесом, не потерявшим актуальности в кризисе, а скорее наоборот.

Другое дело, что большинство уже фактически обанкротившихся компаний малого бизнеса с долгами до нескольких миллионов как не проходили процедуру банкротства, так и не будут этого делать. Эти долги просто повисают на брошенном предприятии. Кредиторами таких компаний обычно выступают их поставщики, арендодатели и налоговые органы, не получившие в срок положенных платежей. Ни у самих предпринимателей, ни у их кредиторов нет никаких стимулов инициировать процедуру банкротства, как это полагается по закону. Заставить это делать бывших владельцев бизнеса кредиторы не могут. А у самих кредиторов нет желания тратит собственные деньги на банкротство своих должников, ведь получить с них абсолютно нечего: их расчетные счета, как правило, пусты, а имущество отсутствует

По материалам журнала "Деньги"


Илья Зиновьев: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.