С июля на валютном рынке снова движение: доллар дорожает, евро дешевеет. За последние 10 дней наличный евро упал на 26 коп. при покупке (9,89 грн) и на 20 коп. при продаже (10,07), а «зеленый» прибавил 2 копейки в покупке и продаже (средний курс соответственно 8,08 и 8,12 грн). Но главное — МВФ начал давить, что если Нацбанк продолжит держать официальный курс 8 грн/$, как сейчас, то в ближайшие полгода резервы НБУ «похудеют» на $5 млрд, дойдя до критического уровня — $24,4 млрд (это трехмесячная сумма нашего импорта), сейчас
$29,318 млрд. В связи с чем появились слухи: до октября, пока не пройдут выборы в Раду, Нацбанк будет любой ценой держать курс гривны на уровне 8—8,1 грн/$, а к январю-2013 нас ждет стремительный рост якобы до 9 грн/$. Как на самом деле может развиваться ситуация, анализируют эксперты Сегодня.
В правительстве не раз объясняли, что снижение курса нацвалюты даже на, казалось бы, незначительную разницу, тут же влечет понижение Украины в мировых рейтингах, а потому кредиты для нее сразу станут дороже. Уровень же зарплат людей в долларовом или евровом эквиваленте резко снизится, так что игры с курсом лучше и не начинать.
Если девальвация гривны в 4—5% все же состоится (удешевление на 30—40 коп.), то как она отразится на кошельках украинцев? Мнения экспертов разделились. Ивченко считает, что примерно на 5—10% (учитывая желание торговцев под шумок заработать) вырастут цены на импортные товары — бытовую технику, одежду, обувь, автомобили, а товары наших производителей дорожать не должны, потому что спрос и предложение примерно уравновешены из-за невысокой покупательной способности населения.
Охрименко прогнозирует, что одновременно с удорожанием доллара будет и рост цен (по его мнению, инфляция за сентябрь—декабрь составит до 10%), ведь под выборы власти увеличат соцвыплаты, и эти деньги пойдут на рынок, увеличивая спрос. Особенно, по его мнению, будут колебаться цены на бензин, ведь три четверти его импортируют, и трейдеры начнут закладывать в стоимость риски по изменению курса. Поэтому понадобится жесткий контроль государства над ценами на нефтепродукты.