Обзор рынка Проблемы с платежными картами
27.11.07
Обладание платежной банковской картой вместо удобства приносит клиентам множество неприятностей. То банкомат выдал не те купюры, то с карты пропали деньги - эти проблемы стали теперь массовыми. "Раньше мы получали по одной жалобе в месяц, теперь по 2-3 жалобы каждый день", - сообщил "24" сотрудник Департамента платежных систем Нацбанка.
Масштабность проблемы подтверждается и тем, что в конце ноября Нацбанк вынужден был выступить с официальным заявлением,
объясняющим, как нужно хранить информацию о карте и как не допустить пропажи денег. Суть всех объяснений сводится к двум тезисам: в пропаже денег чаще всего виноваты клиенты, плохо хранящие пароли к своим картам. А если банк вам насчитал большой процент за пользование картой, то виноват опять клиент, который невнимательно читал договор.
Нацбанк вынужден давать такое издевательское объяснение - ведь он не вправе вмешиваться в отношения клиентов с банками, коль скоро такие отношения урегулированы договорами.
Однако даже такое объяснение - большое одолжение для клиентов. Ведь в коммерческих банках, куда они обращаются сначала, их жалобы вообще игнорируют. "К нам люди идут тогда, когда им ничего не ответили в их банках", - говорит сотрудник НБУ.
Рекомендации НБУ фактически повторяют советы банкиров, которые говорят, что всех клиентов предупреждали, как нужно обращаться с картой. "Вины банка чаще всего нет", - считает директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем "ЕМА" Александр Карпов.
Но деньги с карточек пропадают не только из-за невнимательных клиентов. Подавляющее большинство платежных карт довольно легко фальсифицировать, нужно только узнать реальный номер карты и пароль. Наиболее безопасных карт, карт с чипами выпущена мизерная доля - 6,5% от всех. "Бизнес мошенничества по карточкам процветает, базы уходят из банков постоянно", - рассказывает начальник отделения экспертиз в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД Украины в г. Киеве Максим Сердюков.
Банкиры обещают в будущем увеличить количество более безопасных чип-карт. Это кардинально решит проблему карточного мошенничества. Однако количества недовольных обслуживанием в банках это не уменьшит. Ведь банкиры по-прежнему прописывают договоры так, что понятно только клеркам. А реальная цена все более популярных карточных кредитов всегда выше той, которая заявлена в рекламе банка.