"Планирование времени должно подчиняться нам, а не мы ему"
Финансы
Финансы В Национальном банке назвали главные причины девальвации гривны
27.01.22
Ослабление гривны в начале 2022 года спровоцировано несколькими весомыми факторами. Главные причины девальвации гривны топ-чиновник НБУ назвал во время круглого стола «Каким будет 2022 год на валютном рынке», проведенного «Финансовым клубом».
«В прошлом году курс преимущественно ревальвировал, и волатильность была очень низкой. И, пожалуй, все к этому привыкли, поэтому последние события смущают широкую общественность. Основная причина (девальвации. – Ред.) сейчас – это геополитика, это нагнетание напряженности на наших границах со стороны нашего северного соседа», – заявил директор
департамента открытых рынков НБУ Алексей Лупин.
Другая веская причина – значительные бюджетные расходы во второй половине декабря. «Второй фактор менее значителен, но он тоже есть – это сезонный всплеск спроса на иностранную валюту, связанный с ростом в декабре прошлого года бюджетных выплат. Тогда Минфин потратил 76 млрд грн», – отметил он.
Усиление спроса на валюту уже заставило НБУ ее продавать из резервов. «Мы продали с начала января более $880 млн. Резервы остаются на уровне более $30 млрд. Это неприятно, но это не что-то экстраординарное. В 2020 году в марте мы продали более $2 млрд, когда у нас был первый локдаун и началась ковидная история. И курс тогда девальвировал более чем на 4 гривны», – напомнил Алексей Лупин.
При этом на годовом интервале текущая девальвация не является «катастрофой». «То, что сейчас происходит на валютном рынке, – это неприятно, но это не катастрофа. Мы начали прошлый 2021 год с курсом 28,3 грн/$. С утра (25-го – Ред.) курс на межбанке был 28,6 грн/$. То есть сейчас мы всего на 30 копеек выше, чем были в январе прошлого года», – сказал Алексей Лупин.
Банкиры назвали еще несколько факторов ускорения девальвации. Для международных инвесторов волнения в Казахстане стали триггером для продажи активов всех стран «третьего мира». «Нерезиденты начали более активно выходить, – отметил начальник управления казначейских операций Банка Кредит Днепр Юрий Гриненко. – В последнее время еще активно замечен «Нафтогаз» с покупкой. Мы все знаем ситуацию с газом у нас в стране. Деньги от транзита постепенно уменьшаются, и они выходят на рынок нетто-покупателями».
«Что касается массового сегмента, то в последнюю неделю наблюдается нетто-спрос на иностранную валюту. Это очевидно, почему так происходит, однако я могу заверить, что в банковской системе ситуация с депозитами абсолютно спокойная, – сказал начальник аналитического отдела Альфа-Банка Алексей Блинов. – Часть клиентов реагируют на эту ситуацию, просто переводя часть текущих средств из гривны в валюту через удобные мобильные приложения».
Алексей Лупин отметил, что нужно изучать, «это отток депозитов или сезонное явление». «Мы тоже смотрим на эти цифры, но пока не видим таких угроз», – сказал представитель НБУ.
Усиленный спрос на валюту спровоцирован ростом негативных ожиданий. «С ноября, когда у нас был курс на уровне 26 грн/$, выросли практически на 10%. Это ощутимо для людей, которые видят это в достаточно короткое время», – пояснил Юрий Гриненко.
Для профессионалов девальвация не стала сюрпризом. «Банковская ассоциация в октябре, когда курс был 26 с чем-то, делала консенсус-прогноз, и медианный прогноз среднегодового курса у многих банков был 28,5 грн на этот год. И когда мы входили в этот год, то понимали, что комбинация счастливых обстоятельств, которая была в сентябре – октябре, уже в прошлом, и следует ожидать определенного смещения», – рассказал Алексей Блинов. По его словам, в начале осени на валютном рынке был профицит от аграриев.
Но инвесторы в зеленую энергетику в конце года остановили ревальвационный тренд. «В начале ноября деньги «зеленой» энергетики, а это существенная сумма, одновременно попали на рынок. Они привели к довольно стремительному росту курса почти на полторы гривны и в принципе развернули тренд», – сказал Юрий Гриненко.