Осень традиционно приносит автолюбителям головную боль из-за возобновления безумных пробок на городских дорогах. Осенние месяцы 2008 года запомнятся многим автомобилистам еще и ростом цен на полисы КАСКО.
О своем намерении увеличить стоимость этого вида страхования уже заявили компании «Провидна», «Универсальная», «Нова», «АИС-Полис». А некоторые страховщики еще до начала осени подняли цены на КАСКО. К примеру, в конце августа компания «Вексель» увеличила
За теперешнее повышение тарифов по КАСКО автолюбители должны «благодарить» проблемы украинской банковской системы и высокую убыточность этого вида страхования.
Весенне-летний кризис ликвидности отечественной финансовой системы вынудил банки значительно ужесточить условия автокредитования. По данным компании «Простобанк Консалтинг» средние процентные ставки по автокредитам в гривне с начала года выросли на 6,5 процентных пунктов (п.п.), в долларах — на 2,8 п.п. Если учесть, что через банки в прошлом году страховщики собрали 90,5% премий по КАСКО (по данным журнала «Страхова справа»), то «пересыхание» такого канала, как банкострахование, весной-летом этого года не могло не отразиться на объемах продаж автострахования.
Еще весной руководитель одного из лидеров по продажам КАСКО в Украине — «Дженерали Гарант Страхование» — Юрий Лахно прогнозировал осеннее повышение цен на этот вид страхования. При этом он не исключал даже банкротства небольших «околобанковских» страховщиков. По итогам лета пока что до банкротства дело не дошло, но на цену КАСКО банковский кризис все-таки повлиял. «Снижение объемов автокредитования для потребителей страховых услуг имеет один существенный минус — автострахование будет дорожать», — констатирует Юлия Пухкало. Зато есть и плюсы. Страховщики вынуждены будут отказаться от привязки к одному банку и начнут выходить на открытый рынок, что заставит их формировать тарифы без дополнительных, агентских надбавок или комиссий. А клиенты будут выбирать страховщика по своей воле, а не по убедительной рекомендации, как это сейчас бывает.
Несмотря на жалобы страховщиков (мол, терпим значительные убытки от КАСКО), еще ни одна компания публично не отказалась от этого вида страхования. Конкуренция на рынке КАСКО по-прежнему очень высока, и многие компании с целью захвата рынка даже демпингуют. Потому вполне логично, что страховщики неохотно делятся информацией о повышении цен на услугу.
Более того, чтобы не отпугнуть клиентов возросшими тарифами, они активно пользуются системой бонус-малус, переделывая ее каждый на свой лад. К примеру, в компании «Вексель» повысили тарифы на 10% не для всех клиентов, а только для тех, у кого убыточность в год составляет 200-300% (то есть выплаты превышают стоимость страховки в 2-3 раза). В то же время для более дисциплинированных водителей цены по КАСКО оставили прежними.
В «ПЗУ-Украина» тарифы подняли на 10-20%, однако для тех клиентов, кто ездил безубыточно, их снизили. Например, ездил водитель четыре года без аварий, покупай полис КАСКО на 40% дешевле, три года — на 30% и так далее.
Используют страховщики и другие способы заманивания автомобилистов. Например, предлагают комплексный договор страхования (КАСКО, добровольная гражданская ответственность, страхование от несчастного случая), который обойдется клиенту дешевле, чем если бы он покупал эти продукты по отдельности. Есть и более оригинальные акции: к примеру, один из страховщиков планирует раздавать рекламные флаеры со скидкой в 5-10% на полисы КАСКО. Впрочем, как признаются сами страховщики, подобные акционные скидки в 99% случаев не более чем маркетинговый ход.