"Возможно, вы заметили, что отстающими в финансовом отношении часто становятся люди, закостеневшие в своем мировоззрении и образе действий" Роберт Киосаки
Сегодня ситуация изменилась. Автомобильный менеджмент получил прекрасный шанс отдохнуть и повысить уровень своего мастерства в продажах. Говорят, что кризис - это прекрасная возможность для всех, кто занят в торговом секторе, научиться работать еще лучше. Ведь продать уже не так просто. Заглянувший в автосалон покупатель стал как никогда желанным гостем, и вместо спин продавцов теперь получит в благодарность за свой визит как минимум улыбку консультанта. Как максимум - автомобилисты атаковали своих потенциальных потребителей целой линейкой новых предложений: ценовые скидки, фиксированная валюта, страховка и услуги оформления в подарок, финансовый сервис.
Участники рынка признаются, что привлечь покупателя какими-либо рекламными активностями с каждым месяцем становится все сложнее. Если еще в сентябре-октябре был зафиксирован рост продаж автомобилей за счет изъятых в банках депозитов и необходимости инвестиции средств, то в ноябре-декабре подобного сценария ожидать не стоит. Именно поэтому в последнее время активно развиваются небанковские программы и акции, направленные на стимулирование продаж автомобилей.
Без лишней скромности Национальный банк может гордиться своим поступком перед небанковскими финансовыми компаниями. Своим нашумевшим указом под номером 319 банковский регулятор открыл доступ конкурентам собственных подопечных к финансированию покупок автомобилей. К примеру, на рынке автокредитования с банками сейчас активно конкурируют собственные финансовые учреждения автомобильных компаний. Среди наиболее заметных программ - предложение Renault Finance и Nissan Finance от дилеров автомобилей Renault, Dacia и Nissan. Еще в конце 2007 года на отечественный рынок автокредитования вышел Renault Credit International (RCI) Banque, являющийся специализированным банком альянса Renault-Nissan. По данным компании, банк финансирует более 40% продаж Renault в Европе. В компании говорят, что доля продаж в кредит по программе Renault Finance у некоторых украинских дилеров уже составляет 50-80% от общих продаж. Условия, которые предлагают покупателям Renault, Dacia и Nissan, предполагают ставку от 5% годовых, срок кредитования до семи лет и первоначальные взносы от 10%. Это гораздо «дешевле» нынешних банковских предложений.
Кроме того, на рынке начал работать «НИКО Капитал» (небанковское финансовое учреждение официального импортера автомобилей Mitsubishi в Украине). По словам директора компании Валентина Гнатышина, пока кредитный портфель достаточно скромный и составляет около 15 млн. грн. Вместе с тем г-н Гнатышин сразу же предупреждает, что ставки по кредитам у финансовых компаний не будут существенно отличаться от банковских, поскольку сложившаяся ситуация со стоимостью заемных ресурсов одинакова для всех основных игроков рынка автокредитования.
В Украинской автомобильной корпорации также признались, что с декабря начнет работать новая программа по финансированию покупок новых автомобилей. Ее смысл заключается в том, что потребитель сможет получить новый автомобиль, заплатив за него половину стоимости, а вторую часть будет выплачивать исходя из процентной ставки - 4,99% годовых.
В соседней России на кредитном рынке представлено больше собственных банков автомобилистов - там присутствуют финструктуры таких известных автопроизводителей, как Toyota, DaimlerChrysler и BMW. Правда, по мнению экспертов, их основная цель - не эффективный банковский бизнес, а расширение продаж автомобилей своей марки за счет минимальных затрат покупателей на кредит. В России считают, что уже к 2010 году рынок автокредитования будет полностью контролироваться иностранными автобанками. Украинские же банкиры пока не ощущают серьезной конкуренции со стороны так называемых автобанков. По мнению председателя правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, собственные финансовые компании автопроизводителей создаются не для конкуренции с банками, а имеют прежде всего такие маркетинговые цели, как исследование рынка, создание специальных финансовых схем для потребителей и др.
Кроме подобных предложений, на рынке активно начали продвигать свои условия приобретения автомобилей и лизинговые компании. По словам участников рынка, в особом положении оказались те банки, которые являются частью финансовых групп. Ведь ограничения банков по кредитованию не влияют на предложения по лизингу, соответственно существующие ресурсы можно направить на покупку автомобилей в лизинг. По мнению генерального директора «VAB Лизинг» Людмилы Золотаревой, по итогам 2008 года объем лизинговых услуг на приобретение автотранспорта имеет все шансы вырасти на 30% по сравнению с 2007 годом. Сегодня свои услуги на рынке продвигают «Прага Авто» (автомобили Skoda), «Богдан-Лизинг» (Isuzu, Kia и Hyundai), «АИС-Лизинг», «Порше Лизинг Украина» и др. Примечательно, что лизингодатели отмечают существенное повышение спроса на услуги лизинга со стороны физических лиц и снижение спроса со стороны юридических.
В ВТБ Банке уверены, что нынешнюю ситуацию на рынке розничного кредитования в значительной мере формирует не столько спрос клиентов, сколько возможности финансовых учреждений предложить рынку продукты, отвечающие его реалиям. Банкиры все еще уверены, что спрос на авто не снижается и люди по-прежнему готовы покупать автомобили. Вопрос лишь в том, за счет каких компаний они будут куплены.