На что можно рассчитывать при использовании "чужого" банкомата?
12.12.08
Сейчас можно без проблем снять деньги с карты в любом банкомате банка-эмитента. А вот если нужно внести платеж по кредиту, обналичить карту "чужого" банка или снять валюту, могут возникнуть проблемы. Издание узнавало, на что может рассчитывать клиент, "потыкавшись" со своей картой в банкоматы разных банков.
С целью выяснить, насколько кризис повлиял на процесс выдачи наличных в банкоматах автор в очередной раз "ринулся в бой", вооружившись приличным арсеналом из почти десятка платежных карт разных банков.
оказались 14 банков, имеющих наиболее широкие банкоматные сети (ПриватБанк, "Райффайзен Банк Аваль", УкрСиббанк, "Надра" и другие). Место дислокации "подопытных" банкоматов было выбрано традиционно: это центр Киева, где расположены торговые и бизнес-комплексы и бродит масса обеспеченного карточками народу, а значит, существует высокая потребность в обмене валют, снятии наличных и осуществлении прочих расчетных операций. Здесь и банков, и банкоматов - как грибов после дождя.
Втайне мы надеялись, что раз место "бойкое", то и оборудование будет поновее, а программное обеспечение посвежее. Но вышло все далеко не так, как хотелось.
Конечно, обналичить средства можно в любом банкомате. Правда, не бесплатно - комиссия составит от 0% до 0,85% суммы для "своих" карт (выпущенных тем банком, которому принадлежит банкомат) и до 1,5% суммы снятия плюс фиксированная "мзда" в размере 4-5 грн. для "чужих" карт. Естественно, забрать всю "наличку" сразу не получится: практически все банки устанавливают лимит снятия в размере - 1-2 тыс. грн. за раз или 5-25 тыс. грн. в день (в зависимости от класса карты).
Немало банков позволяют держателям любых карт покупать ваучеры предоплаченных услуг: мобильной связи, Интернета, IP-телефонии. Однако тем, кто подключен по контракту, предоставляют гораздо меньше возможностей. Многие банки, которые имеют прямые договоренности с операторами мобильной связи, кабельного телевидения и коммунальщиками, платить в адрес указанных получателей позволяют, в основном, лишь своим клиентам. А всем прочим картодержателям - "зась"!
А вот, к примеру, вносить благотворительные взносы (для детских домов, на помощь онкобольным, на поддержку пострадавших в результате наводнения) могут держатели всех карт.
Но больше всего расстроило даже не то, что банки урезают перечень функций, доступных "чужим" картам, а количество "глюков" при общении с банкоматами. Самая распространенная проблема - "мертвые" кнопки. Да, терминал якобы дает возможность работать со всем меню, однако из предложенных десяти пунктов работают лишь несколько.
На поверку оказалось, что не так уж просто даже запросить состояние счета: далеко не все терминалы работают корректно, выдавая различные ошибки или вовсе демонстрируя отказ банка осуществлять данную операцию. Некоторые автоматы "заявляли", что введенный PIN-код является некорректным (хотя до этого свободно позволяли снимать наличность), а два банкомата вовсе не реагировали на выбор функции "проверка баланса".
Еще одной "незадачей" оказалось несоответствие функций банкомата тем перечням возможностей, что разрекламированы тем или иным банком. К примеру, на сайте одного банка была обещана возможность в конкретном банкомате осуществить операции со всеми картами. Однако в реальности меню терминала даже не содержало таких пунктов. На вопрос "А почему же так?" сотрудники отделения пожали плечами и посоветовали обращаться в головной офис, а еще лучше - к компании-разработчику программного обеспечения. Ага, как же, расскажут клиентам, кто именно писал хитрый софт!
Обидно, что далеко не все терминалы работают корректно в принципе. Несколько раз приходилось устраивать "танцы с бубном", чтобы банкомат послушно проглотил карту, а не метал ее в разные стороны, злобно сверкая текстом с надписью "Ошибка". Одно же чудо техники и вовсе поразило своей несговорчивостью, отказываясь принимать три разные карточки, аргументируя это тем, что "Данная платежная карта не может быть обработана".
Несомненно, функциональность банкоматов и их "дружественность" стали значительно лучше, чем даже год-два назад. Но банкам явно не хватает слаженной совместной работы, которая гарантировала бы комфорт и удобство держателю любой карты. Ведь даже в объединенных сетях ("УкрКарт" - 36 банков, "АТМосфера" - 16 банков) карты партнеров все равно работают не всегда корректно и частенько не дают доступ ко многим дополнительным функциям. Приятным дополнением остается разве что уменьшенная или нулевая комиссия по некоторым операциям.
Но вот возможность перечисления средств между картами, эмитированными разными банками, а также управление кредитными и депозитными счетами и даже банальный запрос мини-выписки по последним 5-10 операциям так и остаются мечтой при попытках совершить что-то из перечисленного в "чужом" банкомате.
Получение выписки, пополнение карточного счета, снятие депозита, оплата кредита, оплата коммунальных услуг, изменение PIN-кода, перевод средств между картами, ваучеры для оплаты телекоммуникационных услуг
1000 грн.
«Чужие» банкоматы - от 1,2% до 1,4% + 5 грн., «родные» банкоматы - нет комиссии
Укрсоцбанк
1022
Просмотр баланса, снятие наличных, ваучеры для оплаты телекоммуникационных услуг
Получение выписки, пополнение депозита, перевод средств с карты на карту, блокирование карты, смена PIN-кода
20 000 грн. (за 6 часов - не более пяти операций)
«Чужие» банкоматы – 1,5% + 5 грн., «родные» банкоматы - нет комиссии
Ощадбанк
743
Просмотр баланса, снятие наличных, ваучеры для оплаты телекоммуникационных услуг
Просмотр выписок, пополнение счета другой карты Ощадбанка
Просмотр баланса, снятие наличных, ваучеры для оплаты телекоммуникационных услуг
Выписка по карточному счету, денежные переводы с карточного счета держателя платежной карты, изменение PIN-кода
Без ограничений
«Чужие» банкоматы - 1,5% + 4 грн., «родные» банкоматы - нет комиссии (в банках-партнерах - 1% + 3 грн.)
Кредитпромбанк
434
Просмотр баланса, снятие наличных
Выписка, ваучеры для оплаты телекоммуникационных услуг, регулярные платежи по оплате счетов или по погашению кредита (при наличии дополнительного соглашения)
Maestro, Visa Electron, Visa Classic - 5000 грн. (три операции), Visa Gold, Maestro Card Gold - 25 000 грн. (три операции)
* - Так как тестировались конкретные банкоматы, поэтому доступность функций и их перечень могут отличаться в зависимости от обновления банком своих терминалов и их программного обеспечения.
** - Ввиду необходимости использования средств, находящихся на карточном счету, для осуществления некоторых операций, мы не тестировали их работоспособность и констатируем лишь доступность в меню.
Итого: В разгар финансового кризиса не все банкоматы нормально работают с картами "чужых" банков. Поэтому лучше всегда иметь наготове паспорт, чтобы снять деньги в кассе "родного" банка. Или нужно помнить телефон "горячей линии", по которому могут подсказать адрес ближайшего "своего" банкомата.