По статистике НБУ, доля безналичных расчетов по пластиковым картам в первом квартале 2012 г. увеличилась до 29%, продолжив тренд последних трех лет. Так, на конец 2011 г. уже 24,5% операций с банковскими картами совершались украинцами в безналичной форме (годом ранее — лишь 17,5%). Выросли объемы безналичных расчетов с использованием пластика: за первый квартал 2012 г. их доля достигла 11,7% общей суммы карточных операций (против 8,1% в 2011 г. и 6,5% — в 2010 г.).
Начальник управления платежных карт ПАО «Банк Национальный кредит» Сергей Чернов прокомментировал последние события на украинском рынке платежных карт.
Этому явлению есть множество объяснений. Все больше украинцев понимают удобство использования банковской карты как средства платежа, а не инструмента получения доходов с дальнейшим обналичиванием средств в банкоматах. Ключевую поддержку этим тенденциям оказывает развитие платежной инфраструктуры: точки продаж товаров и услуг продолжают оснащаться POS-терминалами, обеспечивая прием безналичных платежей по картам. Хотя, уровень проникновения этих устройств в торговлю в Украине все еще очень слабый. По сути, POS-терминалами оснащены только площадки крупных ритейл-сетей. Транспорт, рынок услуг, небольшие магазины большей частью не могут сегодня работать с банковским пластиком. Здесь еще очень много работы.
Определенную поддержку таким тенденциям оказывает и просветительская работа банков, платежных систем, НБУ. К примеру, международные платежные системы выделяют значительные средства на продвижение безналичных платежей, инициируют огромное количество маркетинговых акций, оказывают рекламную поддержку. Банки все чаще предлагают своим клиентам cash-back, делясь с держателями карт частью своей комиссии при расчетах в безналичной форме. Государство на административном уровне стимулирует ритейл оснащать точки продаж POS терминалами. Эффективность всех этих мер оценить достаточно сложно, но все они, конечно, делают свой вклад.
Интернет существенно влияет на этот процесс. Но заслуга в этом скорее не интернет-магазинов, которые сегодня достаточно редко принимают к оплате пластиковые карты. Гораздо больший вклад в популяризацию безналичных платежей делают площадки по приему платежей в пользу провайдеров услуг (коммунальные платежи, интернет, мобильная связь, авиа и ж/д билеты и т.д.), а также банковские программы дистанционного обслуживания клиентов. В силу того, что для большего удобства работы с последними физическому лицу нужен карточный счет, активное их развитие косвенно стимулирует и сегмент банковских карт.
Конечно, как и прежде, большая часть карт выдается в рамках зарплатных проектов. Однако если несколько лет назад на 9 зарплатных карт приходилась 1 «личная», то сегодня по моим оценкам уже каждая третья выпущенная украинскими банками карта эмитируется по желанию клиента. Чаще всего дебетные карты при этом открываются для поездки за границу, и совершения интернет платежей. Существенная часть эмиссии такого пластика приходится на кредитные продукты розничных банков. В целом, этот показатель свидетельствует о качественном изменении отношения украинцев к банковским картам. Можно сказать, что для многих из них пластик уже стал платежным инструментом, а не сугубо «штукой, которую нужно засовывать в банкомат».
Можно сказать, что с начала года стоимость пластиковых карт в Украине оставалась стабильной. Незначительные изменения в сторону увеличения стоимости обслуживания наблюдались почти по всем классам карт, однако ни в одном из сегментов они не превысили 1%. В любом случае на сегодняшний день рынок предлагает огромное количество вариантов. Если говорить о дебетных картах, которые используются как платежное средство, то украинцы без труда найдут предложения с бесплатным выпуском и нулевым обслуживанием. Это, конечно, касается карт самых низких классов (Visa Electron и Maestro). Их достаточно для большинства операций по Украине. Карты следующего уровня бесплатными не бывают. За их обслуживание банки взимают плату в пределах 50-100 гривен в год (Visa Classic, MC Standard). Обслуживание же карт премиум классов может достигать 500-1000 гривен в год.
Даже недорогие карты, содержащие на обратной стороне CVV/CVC код, могут быть приняты к оплате товаров и услуг в интернете. Однако в некоторых случаях проведение операций по ним в сети невозможно. Это ограничение накладывается, как правило, самой торговой площадкой. Карты уровня Visa Classic и MasterCard Standard зачастую принимаются к оплате без ограничений и в интернете. Если клиент открывает карту с целью оплаты товаров и услуг в интернете, я рекомендую ему открывать самую «простую» карту.
Полагаю, существующий тренд останется актуальным. Доля безналичных платежей будет увеличиваться в ближайшие годы. Возможно даже большими темпами, чем до сих пор. Показатель количества эмитируемых карт украинскими банками существенного роста не покажут, зато мы ожидаем роста числа активных карт.