В последнее время из касс магазинов и предприятий сферы услуг (ресторанов и прочих заведений) стремительно исчезают PoS-терминалы - специальные устройства для приема к оплате пластиковых карт. Уменьшение количества таких устройств на 9,2 тыс.ед. (почти 8% всего PoS-терминального оборудования) впервые в истории отечественного карточного бизнеса зафиксировал Нацбанк по итогам I квартала 2009 г. Больше всего было демонтировано PoS-терминалов, установленных ПриватБанком - безоговорочным лидером в сегменте торгового эквайринга (обслуживание карт в торговых точках). Следом с небольшим отрывом идет некогда один из лидеров на этом рынке - “Надра Банк”. Напомним, с 10 февраля 2009 г. в этом финучреждении работает временная администрация НБУ. Банкиры объясняют тенденцию сокращения карточной инфраструктуры несколькими причинами.
Так, например, от услуг терминалов проблемных банков торговцы сами отказываются из-за финансовой несостоятельности обслуживающего банка. В таком случае торговая точка переходит на эквайринг другого банка либо же вовсе отказывается от приема “пластика”. “Если речь идет о проблемных банках, то терминал, как правило, демонтируется по инициативе торговца”, - говорит Антон Романчук, председатель правления Украинского процессингового центра (УПЦ). Действительно, многие торговцы, которые перестали работать с проблемными банками, уходят к конкурентам. Об этом говорит тот факт, что на фоне общего уменьшения количества платежных терминалов НБУ зафиксировал неплохой прирост количества PoS-терминалов, установленных некоторыми банками, например, такими как ПУМБ (+385 устройств), УкрСиббанк (+329), “Райффайзен Банк Аваль” (+235) и банк “Південний” (+237 устройств). По словам участников рынка, нередко имеет место и обратная ситуация - банки забирают терминалы, так как торговая точка закрывается (или банкротится) вследствие кризиса. “У многих клиентов могли возникнуть проблемы - они свернули свой бизнес”, - отмечает Владимир Гирис, член правления Укрэксимбанка.
Однако основной причиной сокращения количества PoS-терминалов участники рынка называют оптимизацию банками своих затрат, что приводит к демонтажу терминального оборудования в нерентабельных торговых точках. Не секрет, что до кризиса банки занимались повсеместной PoS-терминализацией практически всех торгово-сервисных предприятий. Отметим, что зачастую этот процесс для самих торговцев носил характер принудительного. Дело в том, что еще в марте 2006 г. Кабмин принял постановление №377, которым утвердил меры, предусматривающие поэтапное оснащение PoS-терминалами большинства торговых точек. А в начале 2008 г. банковское лобби в ВР даже пыталось протащить специальный закон на эту тему. Хотя данная затея и не удалась, под влиянием соответствующих ожиданий участников рынка (санкции за нарушение постановления №377 не были предусмотрены), за 2007-2008 гг. количество платежных терминалов, установленных в торговых точках, почти удвоилось - с 62 тыс. до 117 тыс.
Более того, даже по итогам кризисного IV квартала 2008 г. наблюдался прирост количества этих устройств почти на 4 тыс.шт. Хотя уже тогда многие торговцы начали отказываться от приема платежных карт во избежание возможных проблем с зачислением денежных средств банками. Несмотря на то что количество терминалов сейчас превышает 100 тыс.шт., возможность рассчитаться картой предоставляют не более 20 тыс. торговых точек. Такая пропорция обусловлена тем, что в одной крупной торговой точке могут быть установлены 5-10 PoS-терминалов.
По словам Негинского, за рентабельные точки банк платит своим сотрудникам премии, а вот за убыточные, наоборот, - штрафует. Дело в том, что банк несет немалые постоянные расходы, связанные с наличием “мертвых” терминалов. Это амортизация самого устройства, его обслуживание фирмой-производителем или специальным подрядчиком, а также плата процессинговому центру за подключение устройства. “Сейчас, когда банки поурезали свои бюджеты, они стараются на этом экономить, поэтому демонтируют оборудование, чтобы потом переставить его в более привлекательные места”, - отмечает Романчук. В свою очередь, директор Украинской межбанковской ассоциации банков - членов платежных систем (ЕМА) Александр Карпов напоминает, что очень часто имели место случаи, когда на одной кассе магазина, как правило, крупной торговой сети, были установлены терминалы 2-3 разных банков. При этом кассир в зависимости от банка - эмитента карты, предложенной к оплате, выбирал, через какой именно PoS-терминал проводить платеж.
Нельзя не отметить, что, наряду с масштабной оптимизацией эквайринговой сети, есть все предпосылки ожидать аналогичных мер со стороны банков и по отношению к банкоматным сетям. Во всяком случае, в начале 2009 г. банкиры практически прекратили устанавливать новые АТМ-машины. Если в IV квартале 2008 г. было установлено почти 3 тыс. новых АТМ, то в I квартале 2009 г. - только 340 штук.
По версии НБУ, на руках у населения 30,7 млн “рабочих” карт. В то же время Александр Карпов считает эту цифру завышенной: “Думаю, что среди них есть еще 2-3 млн “мертвых” карт”. Отметим, что НБУ впервые обнародовал общее количество карт, которые вообще не используются их держателями, хотя срок их действия не закончился. Таких карт банковский регулятор насчитал почти 14 млн шт., что составляет треть всего количества “пластика”, эмитированного отечественными банками. Больше всего пассивных карт НБУ обнаружил в портфелях ПриватБанка (6 млн шт., т.е. почти 33% всего портфеля), “Надра Банка” (1,8 млн шт., 68%) и Правэкс-банка (0,6 млн шт., 65%).