"Люди с пониженной самооценкой защищаются тем, что не идут на риск"
Финансы
Банки "Дело" расскажет о рейтинге банковских сайтов
27.11.07
"Дело" запускает проект "Рейтинг корпоративных сайтов". Открывает его рейтинг веб-ресурсов 20 топ-банков.
Скорость загрузки - больная тема для многих сайтов украинских банков. Конечно, для пользователей выделенных каналов или широкополосного доступа эта проблема не столь критична: 2-4 секунды ожидания - и главная страница перед глазами. Но сколько времени придется подождать пользователям dial-up, которых еще в Украине немало? Во многих случаях архитектура банковских сайтов неоправданно усложнена, что в конечном счете влияет на скорость загрузки.
что для оценки дизайна главной страницы веб-ресурса человеку достаточно 1/20 секунды. Просмотрев первые страницы 20 банковских интернет-представительств, захотелось выделить жизнеутверждающий ресурс Надра Банка, оригинальный, но "тяжелый" сайт ПУМБа, броский и качественный сайт Укрпромбанка, а также добротный дизайн интернет-представительства Банка "Пивденный".
Качественный дизайн веб-ресурса не всегда способствует легкой ориентации в его информационном пространстве. Например, Укрпромбанк. Дизайн ресурса в целом - на высоком уровне, при этом сайт выполнен в бело-черном цветах с редкими, но броскими красными указателями на новости банка, онлайн-услуги и справочник клиента. Это кажется не совсем логичным, поскольку частного или корпоративного клиента больше интересуют условия кредитования или размещения депозита. А опции "платежные карточки", "частным клиентам", "малый и средний бизнес" и "корпоративный бизнес" тут размещены под "потолком" главной страницы и обозначены тонким серым шрифтом небольшого размера, который легко теряется на фоне остальных составляющих.
Эта проблема актуальна и для УкрСиббанка. На сайте ПУМБа меню настолько же нефункциональное, насколько оригинальное. В Укрэксимбанке почему-то решили, что "кредитный калькулятор" и вопрос "отправляетесь путешествовать?" важнее главного банковского меню, поэтому и выделили эти опции большими и более яркими буквами.
В то же время, попав на сайт Брокбизнесбанка, первое, на чем остановится взгляд пользователя, - это опции "физическим лицам", "юридическим лицам" и "профессионалам". Второй уровень опций также максимально прост для понимания и использования . Все просто и на главной интернет-странице ТАС-Комерцбанка. Ее посетителю банк сразу же предлагает свои самые популярные услуги: "кредит на покупку недвижимости", "увеличение капитала", "кредит на авто" и "потребительское кредитование".
Часто на сайтах банков нельзя найти информацию о руководстве. Сайт Приватбанка поражает своей функциональностью и наполненностью (около 5,5 тысяч страниц), однако при этом удивляет отсутствие информации о президенте банка, наблюдательном совете, главе правления и правлении банка. В Надра Банке почему-то предпочли не особо афишировать проценты по кредитам - найти их очень сложно.
Еще одно слабое место веб-ресурсов ведущих финучреждений - их обновление. Брокбизнесбанк в последнем финансовом рейтинге Нацбанка занимает 15-е место, Приватбанк - 1-е, и в то же время первый из них написал о себе на сайте в ноябре 10 новостей, а второй - 7. Хотя встречаются ресурсы банков с еще более редкими обновлениями: Укрпромбанк в ноябре заявил о себе лишь 2 раза, а Проминвестбанка - всего 2 раза за весь 2007 год.
Обновление и поддержание веб-сайта - дело довольно хлопотное. Годовая поддержка сайта Приватбанка обходится в сумму около 8 тысяч долларов.
К сожалению, ни один из рассматриваемых банков не разместил на своем сайте форум. Поэтому их клиенты собираются на сторонних банковских форумах таких, как banker.org.ua, banker.com.ua и до недавнего времени - forum.uabankir.com.
В последние пару лет банки начали создавать или дорабатывать свои сайты с возможностью предоставления онлайн-услуг. С их помощью клиент может мониторить состояние своих ресурсов и управлять ими: заказывать кредитные карточки по Интернету. Пример - сайт Приватбанка. Здесь можно подать разнообразные заявки, получить формы, бланки документов, задать вопросы в режиме чата, в онлайн-режиме управлять счетом, производить денежные переводы, открывать депозиты.
Интернет-банкинг - сложная в построении и администрировании электронная система. "Она требует серьезной подготовки и сильного программирования, и далеко не каждый банк может себе позволить создать такую систему", - отмечает Ольга Линник, руководитель проектов "Студии Артемия Лебедева". Но однозначно, судя по сегодняшним веб-ресурсам банков, можно сказать, что онлайн-услуги становятся все более популярными, а их функциональность расширяется.
Оценка каждого критерия сайта проводится по 3-балльной системе:
"+" (+1 балл) - сайт полностью отвечает описанному критерию.
"+/-" (0 баллов) - если возникли сомнения в соответствии сайта описанному критерию.
"-" (-1 балл) - сайт частично или полностью не отвечает описанному критерию.
Общее количество "положительных" баллов вычитается из общего количества "отрицательных". Результат и является рейтинговым показателем. Если он совпадает с показателем другого банка, преимущество имеет тот сайт, который находится выше в рейтинге top.bigmir.net. Если банки не участвуют в рейтинге top.bigmir.net, выигрышное положение имеет более старший веб-ресурс.